kushva_pfr
Все сообщения
14 января 2013, 17:54    Пенсионный фонд     0    

О стратегии развития пенсионной системы РФ в отношении ДОСРОЧНЫХ пенсий

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597.Стратегия разрабатывалась Министерством труда России и Пенсионным фондом РФ совместно с заинтересованными ведомствами в рамках рабочей группы при Минтруде России.

Положения проекта Стратегии широко обсуждались в средствах массовой информации, с представителями работников Профсоюзов, на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Российском союзе промышленников и предпринимателей.Текст Стратегии опубликован на сайте Минтруда России.

Одним из направлений реализации Стратегии является преобразование системы досрочных пенсий.

1 - Прежде всего нужно четко усвоить основные принципы преобразования этого института :

    • сохранение системы социальных гарантий работникам, занятым на производствах с особыми условиями труда;

    • поддержание доверия граждан к закону и действиям государства;

    • недопустимость внесения произвольных изменений в действующее законодательство;

    • установление переходного периода в целях создания условий для постепенной адаптации граждан к новым условиям пенсионного обеспечения.

 

2 - Недостатки действующей модели :

    • необеспеченность досрочных пенсий фин.источниками

    • работодатель не несет дополнительных расходов в связи с наличием «вредных» рабочих мест

    • слабая заинтересованность работодателя в улучшении условий труда

    • назначение досрочных пенсий на основании Списков, а не реальной картины условий труда

    • пенсию «досрочникам» платят те, кто выходит на пенсию в общеустановленные сроки

    • нет страхового основания для выплат / досрочная утрата профессиональной трудоспособности/

    • сегодня одинаковый страховой взнос для всех организаций

Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения, созданная в период существования Союза ССР, принципиально не соответствует современным условиям рыночной экономики, и при этом социально несправедлива.

Финансирование выплат лицам, которым назначена досрочная трудовая пенсия, осуществляется за счет общих доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, а не дополнительных страховых взносов работодателей.

Льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должен нести работодатель, а также позволяют работодателям решать проблему привлечения рабочей силы на производства с вредными условиями труда.

Сложившаяся ситуация не способствует заинтересованности работодателя в улучшении условий труда работников и повышении его безопасности, а также в развитии профилактики несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

Право на получении этих пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников.

К сведению : 75 % пенсионеров - «досрочников» ( 2,4 миллиона человек, не достигших общеустановленного пенсионного возраста) продолжают работать после назначения им пенсии.

Отдельного источника финансирования досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет не существует, эти пенсии устанавливаются в рамках уплачиваемых работодателями страховых взносов /тариф независим от того, льготируется рабочее место или нет, в какое время выходит сотрудник на пенсию — в 55, в 60, или 50, 45 /.Это снижает возможность к повышению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

В результате те издержки, которые должен нести работодатель в целях обеспечения прав на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны.

 

Предлагаемая модель реформирования института Досрочных пенсий

    • Установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда

      Список №1 (список №2 и «малые списки») : 2013 — 4 (2) %

                                                                                        2014 - 6 (4) %

                                                                                        2015 - 9 (6) %

/Причем по расчетам Пенсионного фонда обоснованный тариф для данной категории работодателей 15 % для списка №1 и 10 % для списка № 2/

 

    • права застрахованных лиц :

    • для лиц, имеющих «полный» специальный стаж :

      сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования

    • для лиц, имеющих «неполный» специальный стаж:

      - приобретение права на включение периодов работы в специальный стаж при уплате страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере (сохраняется право на назначение досрочной трудовой пенсии)

      - предоставление социальных гарантий и компенсаций в соответствии с коллективным / индивидуальным трудовым договором

При этом подходе работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере

    • для лиц, не имеющих специального стажа на определенный законодательством момент времени :

предлагается иная модель формирования прав за работу во вредных условиях, но уже не в рамках обязательного пенсионного страхования, а в рамках социального страхования, страхования риска утраты профессиональной способности. Необходимо будет конечно же оценивать — способен ли работник по истечении определенного периода времени к работе во вредных условиях, в этой профессии или нет.

Досрочные пенсии не отменяются. Конкретные Законы будут приниматься уже в следующем году.


 
 

Обсуждение  0