Вопрос. Нужно ли обращаться в районное Управление пенсионного фонда с документами для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (по Списку № 2) если право на такую пенсию наступает через полгода, а приглашение из УПФР не поступало?
Ответ. Для проведения заблаговременной работы территориальные Управления Пенсионного фонда направляют приглашения гражданам, которые в ближайшие 4-6 месяцев приобретут право на трудовую пенсию по возрасту, в том числе и на досрочную (по Спискам № 1 и № 2, за «выслугу лет» педагогическим и медицинским работникам и т.п.). Если приглашение по какой-либо причине не поступило, то можно обратиться в управление по месту жительства за 4-6 месяцев до возникновения права на пенсию для предварительной оценки документов, необходимых для назначения пенсии.
Документы, которые рекомендуется представить:
1.Паспорт;
2.Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
3.Трудовую книжку и ксерокопию трудовой книжки;
4.Справки, уточняющие характер льготной работы, если такие имеются;
5.Справки о работе, информация о которой отсутствует в трудовой книжке;
6.Справку о заработной плате за 5 лет, если имеется;
7.Военный билет;
8.Диплом или свидетельства об окончании учебных заведений;
9.Свидетельства о рождении детей.
Обращаем внимание, что предоставление документов заранее позволяет сокращать сроки назначения пенсии, так как при достижении пенсионного возраста застрахованное лицо будет иметь весь пакет необходимых документов.
В дальнейшем за 1 месяц до наступления права останется только подать заявление о назначении пенсии в клиентскую службу, и она будет назначена в 10-дневный срок со дня регистрации заявления в территориальном органе ПФР.
Вопрос. Читательница из города Кушвы работала с 1985 по 2003 на территории Украины в должности учителя в Средней общеобразовательной школе. В связи с этим интересуется, достаточно ли записи в трудовой книжке, чтобы указанный период мог быть включен в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по возрасту? Если необходимо представить дополнительно документы, уточняющие льготную работу, может ли Пенсионный фонд помочь в истребовании недостающих документов из Украины?
Ответ. В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, для включения в стаж для назначения досрочной пенсии периода работы с 01.09.2000 по 2003 в должности учителя в Средней общеобразовательной школе на территории Украины необходимо истребовать справку, уточняющую выполнение нормы педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы учителя.
ВНИМАНИЕ!
Разъясняем порядок истребования личных документов гражданами из стран участников СНГ и иных бывших республик Союза ССР.
Истребование личных документов, в том числе документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, об образовании, о трудовом стаже, заработке и других документов, касающихся прав и интересов заявителей, хранящихся в государственных архивных фондах является государственной услугой и производится в соответствии с Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденного приказом МИДа России и Минюста России от 29.06.2012 № 10489/124.
В соответствии со ст. 2 Административного регламента Пенсионный фонд Российской Федерации не наделен правом истребования личных документов граждан.
Запросы направляются гражданами самостоятельно, либо через органы Минюста в установленном порядке. Однако заявление гражданина может препровождаться территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации компетентным органам Минюста России.
В соответствии с п. 16 Административного регламента для истребования документов по почте лицо, в отношении которого истребуется документ, может обратиться в Минюст России или Главное управление Минюста России по субъекту Российской Федерации (далее — территориальный орган Минюста России)), предоставив заявление об истребовании документа, установленное приложением № 5 к Административному регламенту и копию паспорта. В случае личной явки в территориальный орган Минюста России заявитель предоставляет: документ, удостоверяющий личность (предъявляется) и заявление об истребовании документа (п.17 Административного регламента).
Заявление заполняется на каждый документ (справку) отдельно с применением компьютерной, машинописной техники либо разборчивым почерком (не допускается исправление ошибок путем зачеркивания и с помощью корректирующих средств). В заявлении указываются анкетные данные лица, в отношении которого истребуется документ (Ф.И.О., сведения об их изменениях и др.), наименование и адрес (если известен) организации, в которой осуществлялась трудовая деятельность, периоды работы, полное наименование истребуемого документа и цель его получения, а также сведения, которые должны содержаться в истребуемой справке (можно уточнить по месту предъявления). К заявлениям рекомендуется приложить копии листов трудовой книжки, других документов об осуществлении трудовой деятельности в организации, сведения о работе в которой запрашиваются.
За предоставление государственной услуги по истребованию личных документов с территории иностранного государства взимается государственная пошлина (п. 24 Административного регламента). Государственная пошлина уплачивается за истребование документов с территории иностранных государств - 200 рублей за каждый документ (пп. 52 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ). Образец квитанции на перечисление государственной пошлины за истребование документов с территорий иностранных государств размещен на официальном сайте Главного управления. Для ускорения рассмотрения поступивших от заявителя документов желательно приложить копии квитанций об уплате государственной пошлины.
Образцы заявления и квитанции также можно получить у специалистов группы оценки пенсионных прав застрахованных лиц нашего Управления ( каб. №№ 8, 9, 10, 11, 15).
По периоду работы с 01.01.2002 дополнительно необходимо документальное подтверждение уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующий орган Украины. Истребование документов об уплате страховых взносов из Украины осуществляется районным Управлением ПФР и Отделением ПФР по Свердловской области на основании копий документов о трудовом стаже (трудовой книжки), представленных застрахованным лицом.
Для оценки документов, подтверждающих общий трудовой стаж и стаж на соответствующих видах работ необходимо обратиться в Управление ПФР по месту жительства. При проведении заблаговременной работы с «будущими» пенсионерами специалисты Пенсионного фонда:
- оценят продолжительность льготного стажа;
- подскажут, какие дополнительные документы следует представить для подтверждения льготного стажа;
- обеспечат проверку правильности оформления документов;
- при необходимости окажут содействие в получении документов от архивных и других организаций, в том числе компетентных органов стран ближнего зарубежья.