Вопрос: Читатель из Нижнесергинского района спрашивает, как решается вопрос о досрочном пенсионном обеспечении работников леспромхоза, занятых в качестве машинистов тепловозов и мотовозов лесовозных дорог?
Ответ: В соответствии с действующим законодательством досрочное пенсионное обеспечение работникам, занятым непосредственно осуществлением перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте, предоставляется в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий. Перечень работников, которые приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с этим подпунктом, определен Списком соответствующих работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272.
Указанный список распространяется не только на работников магистральных железных дорог системы Министерства путей сообщения Российской Федерации, но и на работников железнодорожного транспорта предприятий и организаций, в том числе лесозаготовительных организаций.
Учитывая изложенное, машинисты и помощники машинистов паровозов, мотовозов и тепловозов лесозаготовительных организаций, занятые вывозкой леса, могут пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г. При этом не имеет значения, что вывозка леса производится (производилась) по узкоколейной железной дороге.
Вопрос: Заявитель трудился в железнодорожном цехе предприятия главным кондуктором грузовых поездов с 1982 по 1991 (10 лет). Можно ли зачесть данный период в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 2 (1956 года)?
Ответ: В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 № 239 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», засчитывается время выполнявшейся до 1 января 1992 года работы, предусмотренной Списками № 1 и № 2, утвержденными в 1956 году, наравне с работами, предусмотренными Списками № 1 и № 2 от 1991 года.
Поэтому, если до 01.01.1992 работники железнодорожного транспорта выработали не менее половины требуемого стажа работы в профессиях и должностях, предусмотренных Списком № 2 от 1956 года, то вопрос о назначении им досрочной пенсии может быть рассмотрен положительно.
В разделе XXX «Транспорт» Списка № 2 (1956 г.) поименованы «кондукторы грузовых поездов». В период действия указанного Списка № 2 (до 01.01.1992 г.) применялось разъяснение Госкомтруда СССР от 02.04.1976 № 5/8, согласно пункту 8 которого, если в Списки были включены профессии рабочих под общим наименованием (например, «кондукторы грузовых поездов»), то правом на пенсионные льготы пользовались рабочие всех наименований этих профессий, то есть не только кондукторы, но и главные, старшие, младшие и помощники кондуктора грузовых поездов.
Таким образом, в указанном примере период работы заявителя подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 2 (1956 г.). При наличии продолжительности такого стажа 10 лет право на досрочную пенсию возникнет по достижении возраста 56 лет.