Вопрос 1. Каковы условия досрочного пенсионного обеспечения застрахованных лиц, работающих в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев?
Ответ. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости устанавливается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет. При этом с учетом норм законодательства право на досрочную пенсию определяется не только наименованием профессии (водитель автобуса, троллейбуса или трамвая), но и соблюдением конкретных условий: занятостью на регулярных городских пассажирских маршрутах. Повышенная ответственность, длительное неблагоприятное воздействие на организм человека работы, связанной с повышенной интенсивностью труда и значительным эмоциональным напряжением, компенсируется пенсией, назначаемой лицам названных профессий до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Под термином «регулярный городской пассажирский маршрут» следует понимать маршрут, расписание движения (график движения) которого утверждается и согласовывается с местными органами самоуправления (администрацией города) с учетом интересов всех жителей города, и посредством которого осуществляется перевозка пассажиров с определенной частотой (периодичностью) по определенному маршруту, с посадкой и высадкой на заранее намеченных остановках в черте города.
Следует отметить то, что право на досрочное пенсионное обеспечение дает осуществление перевозок на регулярных городских пассажирских маршрутах постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, дающих право на пенсионные льготы, не менее 80 процентов рабочего времени. Постоянная занятость на указанных работах может быть подтверждена следующими документами: приказами о назначении на работу водителем автобуса (троллейбуса, трамвая) регулярных городских пассажирских маршрутов; путевыми листами; справками предприятий, выданными на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, в которых усматривается оплата труда по повышенным тарифным ставкам либо доплата за работу на регулярных городских пассажирских маршрутах. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета с указанием кода особого характера работы.
В отдельных автотранспортных предприятиях водители автобусов наряду с работами на регулярных городских пассажирских маршрутах совмещают работы на пригородных маршрутах или осуществляют заказные перевозки по маршрутам, не являющимся городскими. Водители трамваев и троллейбусов также могут быть заняты не только на перевозке пассажиров на регулярных городских маршрутах, но и перегонкой транспортного средства в депо, грузоперевозками и т.п. Вопрос о праве на досрочное назначение пенсии в этих случаях решается в зависимости от того, какой процент рабочего времени составляют работы, дающие право на эту пенсию. Если при выполнении вышеперечисленных работ занятость водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах составляет не менее 80 процентов рабочего времени, установленного им в соответствии с трудовым законодательством, то в этом случае их можно считать как работников, постоянно в течение полного рабочего дня занятых на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вопрос 2. Водители карьерного транспорта автотранспортного предприятия выполняют технологические перевозки большегрузными автомобилями вскрышных пород и руды из карьера (достигшего глубины 150 метров) на различные пункты разгрузки (внутренний отвал, внешний отвал, рудные склады и обогатительная фабрика), что фиксируется в путевых листах с указанием пункта погрузки и разгрузки. В соответствии со Списком № 1 или Списком № 2 могут пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение такие водители?
Ответ. Работникам, занятым на открытых горных работах, право на досрочное назначение трудовой пенсии установлено по Списку № 2 (раздел I «Горные работы», подраздел 1) по перечню профессий и должностей, в т.ч. водителям автомобилей. При этом для водителей автомобилей предусмотрена занятость на транспортировании горной массы в технологическом процессе.
В отношении работников карьеров (разрезов) и рудников по добыче открытым способом полезных ископаемых глубиной 150 метров и ниже законодательством предусмотрена возможность предоставления права на досрочную пенсию и по Списку № 1. Основным условием приобретения права на пенсионные льготы по Списку № 1 является продолжительность занятости в карьере, разрезе, руднике определенной глубины, которая должна составлять полный рабочий день, т.е. не менее 80 процентов продолжительности рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников. Что касается характера и вида выполняемых работ, наименований профессий и должностей работников, то они значения не имеют. Также не влияет отметка расположения рабочего места, на котором заняты работники. Занятость на поверхности права на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 1 не дает.
В рассматриваемом случае основной трудовой функцией водителей АТП является транспортирование горных пород. К ним относятся и вскрышные породы, которые покрывают и вмещают полезное ископаемое, подлежащее выемке и перемещению в процессе открытых горных работ. Непосредственным рабочим местом водителя является автосамосвал. Но работа выполняется им не только на рабочем месте, но и в рабочей зоне, к которой относится комплекс участков, где выполняются основные, подготовительные и вспомогательные операции производственного процесса (например, погрузочно-разгрузочные площадки, заправочные пункты, контрольно-пропускные пункты и т.д.). Водители при осуществлении основной трудовой функции выполняют работу, дающую право на досрочное пенсионное обеспечение как по Списку № 1 (например, погрузка грунта внутри карьера), так и по Списку № 2 (транспортировка горной массы на обогатительную фабрику).
Право водителя АТП, занятого на транспортировке горной массы из карьера, достигшего глубины 150 метров, на досрочное назначение пенсии по Списку № 1 (раздел I, подраздел 3) может определяться при условии документального подтверждения его постоянной занятости не менее 80 процентов рабочего времени непосредственно в карьере. Подтверждение занятости на работах, предусмотренных Списками, относится к компетенции работодателя и решается им на основании соответствующих документов, которые содержат необходимые сведения. Таким подтверждением могут служить путевые листы технологического самосвала, реестры работы автотранспорта за конкретную смену, акты закрепления автомобиля за водителем, расшифровка работы водителя по времени и по количеству рейсов, в т.ч. в карьере и за пределами горного отвода и пр.