В Кушвинский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Свердловской области в городе Качканар, городе Кушва , городе Красноуральск, городе Нижняя Тура поступило письмо от жителей города Кушва, с просьбой дать рекомендации по поводу выбора школьных товаров и школьной формы. Отвечая на ваш вопрос, сообщаем следующее:
Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к школьной форме.
Требования к одежде детей и подростков определяются техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) (далее – Технический регламент) и санитарными правилами СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека», где определены показатели безопасности предметов одежды и принадлежностей к одежде, прочих готовых текстильных изделий для детей и подростков, которые регламентируются с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.
Текстильные материалы и готовые швейные изделия должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности, по гигроскопичности, воздухопроницаемости, электризуемости, содержанию свободного формальдегида, устойчивости окраски.
Актуальность приобретения качественной и безопасной школьной формы повышается в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Немало важно для родителей знать, что современная школьная форма должна отвечать всем гигиеническим требованиям, но при этом быть – стильной, разнообразной, модной. Эргономически совершенная (удобная ребенку в статике и динамике) школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры, и призвана обеспечить динамический комфорт.
Основное требование к школьной форме – ее рациональность. Она должна, в первую очередь, обеспечить ребенку чувство комфорта и благоприятного микроклимата. Эстетические требования к школьной форме, хотя и являются высокими, остаются на втором месте. Выбирая школьную форму детям, родители должны обращать внимание не только на ее внешний вид. На первое место следует ставить тепловые свойства, удобство покроя, легкость. Одежда не должна ограничивать движения ребенка, нарушать физиологические функции кожи и удаление с ее поверхности продуктов обмена. Ткани, из которых шьется школьная форма, должны быть воздухопроницаемыми, гигроскопичными (способными легко поглощать воду и водяные пары), не терять этих положительных качеств и привлекательного внешнего вида после многократной стирки и глажения.
К числу таких тканей, которые остаются пока еще незаменимыми при изготовлении определенных видов детской одежды с позиции гигиенических свойств относятся, прежде всего, футерованные хлопчатобумажные ткани, фланель, бумазея и другие.
При выборе одежды (школьной формы):
1.Внимательно изучите маркировку одежды (ярлычок с данными производителя, составом ткани и рекомендациями по чистке и стирке изделия).
2.Обратите внимание на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, если на нем указана химчистка – лучше отказаться от такой одежды для ребенка, химические вещества могут быть вредны для здоровья вашего школьника, который проведет почти целый день в этом костюме.
3.Ткань, из которой шьется форма, должна хотя бы наполовину состоять из шерсти, хлопка или вискозы, то есть натуральных материалов. Рекомендуется форма из хлопка и льна для осени и весны, а шерсть и кашемир для зимы.
4. Цвет детской одежды (школьной формы) следует выбирать спокойный, приглушенный. Яркие цвета повышают утомляемость у детей, могут спровоцировать скрытое раздражение.
5. Лучше избегать сочетание цветов типа черное-белое, такой резкий контраст сильно утомляет зрение и даже может вызвать головную боль.
6.Лучше подобрать для ребенка сразу несколько предметов школьной одежды, чтобы их было удобно менять в течение недели.
7. Приобретая детскую одежду (школьную форму) необходимо обратить внимание на наличие документов, подтверждающих качество и безопасность. В настоящее время для детской одежды и обуви, как отечественного, так и импортного производства данным документом является сертификат соответствия; для одежды первого слоя (нижнее белье) – свидетельство о государственной регистрации.
Что касается гигиенических требований, касающихся при выборе портфелей (п. 2.8 СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека»), сообщаем следующее:
2.8.1. Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий (далее - изделия) для обучающихся начальных классов должен быть не более 600 - 700 грамм, для обучающихся средних и старших классов - не более 1000 грамм.
2.8.2. Изделия для детей начальных классов должны быть снабжены формоустойчивой спинкой.
2.8.3. Размеры изделий для обучающихся начальных классов должны отвечать требованиям настоящих санитарных правил (таблица 5):
Таблица 5
Требования, предъявляемые к размерам изделий для обучающихся начальных классов
Показатели |
Безопасный уровень <*>, мм |
Длина (высота) |
300 - 360 |
Высота передней стенки |
220 - 260 |
Ширина |
60 - 100 |
Длина плечевого ремня, не менее |
600 - 700 |
Ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400 - 450 мм), не менее |
35 - 40 |
<*> Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.
2.8.4. Портфели, школьные ранцы и аналогичные изделия для детей должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям настоящих санитарных правил по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим и токсиколого-гигиеническим показателям (пункты 2.8.5 - 2.8.8).
2.8.5. Требования к органолептическим показателям:
интенсивность запаха изделий не должна превышать 2 баллов.
2.8.6. Требования к физико-гигиеническим показателям:
Уровень напряженности электростатического поля на поверхности изделия не должен превышать 15 кВ/м.
2.8.7. Изделия должны отвечать требованиям настоящих санитарных правил по санитарно-химической безопасности (Приложение 5).
2.8.8. Оценка токсиколого-гигиенических показателей изделий проводится по индексу токсичности или по местному кожно-раздражающему действию.
Требования к токсиколого-гигиеническим показателям:
а) соприкасающиеся с кожными покровами учащихся конструктивные элементы изделий не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия;
б) индекс токсичности изделий, определяемый в воздушной среде, должен быть от 80 до 120% включительно. Значение индекса токсичности, определяемого с помощью люминесцентного бактериального теста, должно быть меньше 20%.
В заключение хотелось бы пожелать родителям, быть внимательными при выборе портфелей, школьных принадлежностей, одежды для своих детей.