На горячую линию консультационного пункта по защите прав потребителей Качканарского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Свердловской области» поступило обращение жителя города Качканар о правомерности действий администрации АУ КГО «Дворец культуры» на отказ в возврате приобретенного билета. Консультационный пункт по защите прав потребителей информирует жителей города Исполнителем по договору возмездного оказания театрально-зрелищных услуг является организация (юридическое лицо), индивидуальный предприниматель, которые осуществляют услуги в культурно-зрелищной сфере для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. К таким организациям можно отнести театр оперы и балета, драматический театр, кукольный театр и др. Концертно-развлекательные услуги не являются предметом специального регулирования. На сегодняшний день не существует ни одного специального нормативного правового акта, в котором непосредственно прописывались бы права и обязанности субъектов договора об оказании театрально-зрелищных услуг. Однако, нарушения интересов потребителей в этой сфере происходят достаточно часто. Наиболее распространенными нарушениями являются: отказ организатора возвратить или обменять приобретенный билет, исполнение музыкальных произведений под фонограмму без предварительного уведомления публики, несвоевременное начало концерта, в том числе в связи с выступлением не заявленных в афише исполнителей. С первой из перечисленных ситуаций сталкивался почти каждый. Билеты на многие концерты и спектакли поступают в продажу и приобретаются ,за несколько недель или месяцев, до даты проведения мероприятия. В силу тех или иных жизненных обстоятельств у потребителя может возникнуть необходимость сдать или обменять билет. Однако в подавляющем большинстве случаев на билетах указано, что их возврат и (или) обмен невозможен. Такое же предупреждение обычно содержат объявления, размещенные в билетных кассах. При обращении к сотруднику кассы с просьбой сдать или обменять билет в 99% случаев следует отказ. Сложившуюся ситуацию можно квалифицировать как пробел в законодательстве, выход из которой видится в применении к театрально-зрелищным услугам норм о правовом положении исполнителя и зрителя, содержащихся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N1264 "Об утверждении правил по киновидео обслуживанию населения" <9> по аналогии закона согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ, в части, не противоречащей сути театрально-зрелищных услуг. Правилами по кино- видеообслуживанию населения установлено, что в случаях отмены просмотра фильма, либо его замены, либо некачественной демонстрации, предполагается возмещение полной стоимости билета каждому зрителю. При этом Федеральный закон «О защите прав потребителей» позволяет гражданам отказаться от любой услуги без объяснения причин. Получалось, что Правила ущемляют права зрителя, регулируя лишь отдельные стороны отношений между киновидео зрелищными предприятиями и его клиентами, не давая последним возможность отказаться от не желаемой услуги. В рассматриваемом случае соответствующее исключение предусмотрено нормами двух федеральных законов. Согласно п. 2 ст. 782 ГК РФ заказчик может отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Согласно ст. 32 Закона зритель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время, если оплатит исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по данному договору. Обе нормы являются императивными и не могут быть изменены соглашением сторон. Следовательно, указание в договоре на недопустимость возврата и (или) обмена приобретенного билета следует считать его недействительным условием на основании ст. ст. 168, 180 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Закона. Несмотря на наличие данного пункта в заключенном договоре, покупатель билета вправе отказаться в одностороннем порядке от его исполнения в любое время до начала мероприятия. Это означает, что зритель может возвратить билет и потребовать возврата уплаченной при заключении договора суммы. При наличии в кассе других билетов потребитель, |
отказавшийся от договора, вправе заключить новый договор и приобрести другой билет на это же мероприятие, т.е. фактически обменять ранее приобретенный билет. Верховный Суд РФ решением от 16.04.2009 по делу NГКПИ09-339 подтвердил правильность вывода о недопустимости ограничения права потребителя на односторонний отказ от исполнения Таким образом, каждый человек имеет право вернуть ранее купленные билеты в кассу и получить свои деньги в полном объеме, за исключением удержания фактически понесенных предприятием расходов. Только нужно правильно определить исполнителя услуг и предъявить свои требования организатору концертного мероприятия. Напоминаем жителям города, что в нашей области работают консультационные пункты по защите прав потребителей. Специалисты всегда помогут гражданам разобраться в ситуации с юридической точки зрения, объяснить, имеют ли место нарушения прав потребителей и, если необходимо, помочь составить иск в суд. Консультационный пункт по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» на территории города Качканар находится по адресу: г. Качканар, 5 мкр,1б.Обращаться по телефонам: (34342) 2-75-04 -кроме среды; (34341) 6 -38-27 по средам. Звонки принимаются по рабочим дням с 10.00 до 16-00часов |