Парфюмерно-косметическая продукция (ПКП) - вещество или смеси веществ, предназначенные для нанесения непосредственно на внешний покров человека (кожу, волосяной покров, ногти, губы и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очищения, изменения их внешнего вида, придания приятного запаха, и/или коррекции запаха тела, и/или защиты, и/или сохранения в хорошем состоянии, и/или ухода за ними.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" вступает в силу с 1 июля 2012 года.
Согласно ст. 4 ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", парфюмерно-косметическая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам ТС, требования которых на нее распространяются, без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в настоящем техническом регламенте ТС требований к парфюмерно-косметической продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия.
Согласно ст. 4 ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", перед выпуском в обращение на таможенной территории ТС парфюмерно-косметическая продукция подвергается процедуре оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента ТС (подтверждение соответствия в форме декларирования, государственная регистрация).
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.12.1992 г., до сведения потребителя своевременно доводиться необходимая и достоверная информация о товарах, обеспечивающая возможность их правильного выбора.
Согласно п. 9.2 ст. 5 ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", маркировка парфюмерно-косметической продукции должна содержать следующую информацию:
-наименование парфюмерно-косметической продукции;
-название изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну) и его товарный знак (при его наличии);
-наименование и местонахождение организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя, импортер);
- номинальное количество продукции в потребительской упаковке, за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г или номинальным объемом менее 5 мл, бесплатных образцов ПКП;
-цвет, тон, группу (для декоративной косметики и окрашивающих средств);
-срок годности;
-условия хранения, соблюдение которых обеспечивает срок годности парфюмерно-косметической продукции, в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
-на косметической продукции, кроме: аэрозольной продукции, пробников, саше, продукции для одноразового применения, продукции, содержащей этиловый спирт более 25 объемных %, должен быть указан срок годности продукции после вскрытия упаковки;
-особые меры предосторожности при использовании продукции по назначению в соответствии с аннотацией;
-номер производственной партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию продукции;
-назначение предлагаемой к продаже парфюмерно-косметической продукции, если это не следует из наименования продукции;
-сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;
-обозначение документа, в соответствии с которым изготовлена продукция (при наличии);
-штриховой идентификационный код (для профессиональной парфюмерно-косметической продукции, используемой в парикмахерских, штриховой идентификационный код не обязателен);
-список ингредиентов;
Ингредиенты указываются в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре.
В предприятиях торговли, объектах мелкорозничной сети запрещается реализация ПКП с нарушением целостности упаковки без наличия информации в соответствии с вышеуказанными требованиями. Запрещается реализация ПКП с истекшими сроками годности. Не допускается хранение ПКП под непосредственным воздействием солнечного света, на расстоянии менее 0,5 м от включенных отопительных приборов. Запрещается реализация ПКП в предприятиях торговли и объектах мелкорозничной сети при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения.
Согласно ст. 7 п. 1 ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", парфюмерно-косметическая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента ТС и прошедшая процедуру оценки соответствия настоящему техническому регламенту согласно статье 6, должна иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов ТС
В соответствии с п. 54, п. 55, п. 56 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 " Правила продажи отдельных видов товаров ", до подачи в торговый зал парфюмерно-косметические товары распаковываются и осматриваются, проверяется качество (по внешним признакам) каждой единицы товара и наличие о нем необходимой информации.
Покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды с использованием для этого лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, представляемых изготовителями товаров, а также с другими свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.
При передаче товаров в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой покупателю должно быть предложено проверить содержимое упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты. Аэрозольная упаковка товара проверяется лицом, осуществляющим продажу, на функционирование упаковки в присутствии покупателя.
Так же по требованию потребителя продавец обязан ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей сведения об обязательном подтверждении соответствия товара требованиям законодательства о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Сведения о декларации о соответствии или о сертификате соответствия должны быть указаны в сопроводительной документации на продукцию. Отсутствие, вышеуказанных документов, а также отсутствие информации о товаре и изготовителе ставит под сомнение качество, безопасность и происхождение реализуемой парфюмерии.
Совершая выбор парфюмерии, необходимо проявлять осмотрительность в отношении потребительских свойств изделия, поскольку право на обмен товара надлежащего качества, предусмотренное ст. 25 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 на парфюмерно-косметические изделия не распространяется.
Покупателю парфюмерной продукции необходимо знать, что вернуть такой товар в магазин можно только в том случае, если в нем есть недостатки, либо если при покупке не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре.
Недостаток товара - это несоответствие товара:
-предусмотренным законом обязательным требованиям к такому товару;
-условиям договора;
-целям, для которых товар такого рода обычно используется;
-целям, которые преследует при покупке товара потребитель (при условии, что он информировал об этом продавца);
-образцу или его описанию, если товар продается по образцу или его описанию.
В случае обнаружения недостатков в товаре потребитель в соответствии с требованиями ст. 18 Закона о защите прав потребителей вправе:
-потребовать замены этого изделия на товар такой же марки (модели и (или) артикула);
-потребовать замены этого изделия на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом цены;
-потребовать соразмерного уменьшения цены приобретенного товара;
-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.