В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам, касающимся порядка оплаты коммунальной услуги по отоплению. Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Кушва, г. В. Тура и г. Качканар разъясняет следующее: с1 сентября 2012 года вступили в силу «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.
Основные изменения, внесенные новыми Правилами:
1. Введены новые разделы о договорах, по которым могут предоставляться коммунальные услуги, в том числе:
- перечень таких договоров (договор управления, договор предоставления коммунальных услуг, договор снабжения, договор найма, договор аренды, договор пользования);
- с кем заключаются (Управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив, ресурсоснабжающая организация);
- перечень обязательных условий таких договоров;
- порядок заключения договоров.
2. Изменен порядок расчета платы за коммунальные услуги. «Выведен из тени» порядок определения и оплаты всеми потребителями в многоквартирном доме ресурсов на общедомовые нужды:
- плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды входит в состав платы за коммунальные услуги и должна выделяться в квитанции отдельной строкой;
- объемы общедомовых нужд рассчитываются обратным счетом от объемов по общедомовому прибору учета либо как сумма нормативов на общедомовые нужды, которые должны применяться ко ВСЕМ жильцам независимо от того, есть ли у них прибор учета или нет;
- объем общедомовых нужд по приборам учета распределяется между жильцами пропорционально занимаемой им площади жилого помещения.
3. Детализированы порядок и формулы расчета размера платы за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения при их самостоятельном приготовлении исполнителем внутри многоквартирного дома (т.е. при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и горячего водоснабжения).
4. Уточнен порядок перерасчета платы за коммунальную услугу в случае временного отсутствия потребителя в жилом помещении и в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
5. Закреплена возможность при наличии решения собственников жилья вносить плату за коммунальные услуги напрямую в ресурсоснабжающую организацию при общем условии, что плата за коммунальную услугу вносится исполнителю или его платежному агенту.
6. Сокращен размер задолженности, при накоплении которой потребитель может быть ограничен или отключен (с 6-ти месячной суммы до 3-х месячной), которая считается как норматив на тариф 3 месяца (независимо от наличия или отсутствия приборов учета).
7. Введено правило: ограничение или отключение может быть осуществлено только в отношении той коммунальной услуги, по которой накоплена задолженность. Вообще нельзя отключать только коммунальную услугу отопления, а в многоквартирном доме коммунальную услугу холодного водоснабжения.
8. Введены дополнительные обязанности исполнителя, в том числе: оперативное проведение сверок платы, оперативная проверка фактов непредставления или некачественного предоставления услуг, ведение и хранение книги учета показаний приборов учета, проверка состояния приборов учета, запрещено препятствовать потребителю в его праве установить любой тип прибора учета (например, многотарифный счетчик электроэнергии).
9. Уточнен порядок установления факта непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
10 Детализирован раздел об ответственности исполнителя и потребителя за нарушение правил предоставления коммунальных услуг.
С 01.08.2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 года № 242-ФЗ и с 25.06.2012 вступил в силу Федеральный закон 0т 25.06.2012 № 93-ФЗ, которыми внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, касающиеся распределения полномочий органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных правоотношений.
Статьей 20 Жилищного кодекса РФ введено понятие «государственный жилищный надзор», предметом которого является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в том числе: к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами; правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг; к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, которое вступило в силу с 01.09.2012 года, установлено, что Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Территориальный отдел Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Кушва, г. В. Тура и г. Качканар в сфере жилищных правоотношений осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в области защиты прав потребителей в соответствии с нормами Федерального закона от 30.03.199 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федерального закона РФ от 07.02ю1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Кушва, г. В. Тура и г. Качканар, в пределах своих полномочий, рассматривает такие вопросы как, нарушение санитарных норм и правил при предоставлении услуг ЖКХ, требований законодательства в части надлежащего информирования граждан о предоставляемых услугах, об исполнителях услуг и иных нарушений вышеуказанных законов. Адрес для обращений:624300 Свердловская область г. Кушва, ул. Коммуны, 78, тел: 8(34344)2-53-00
Полномочия по проведению проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований жилищного законодательства в части предоставления гражданам коммунальных услуг, относятся к исключительной компетенции органов регионального государственного жилищного надзора.
Адрес: Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области
620004 Свердловская область г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101,
тел: 8 (343)262-77-11;
Отдел контроля по Горнозаводскому управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области
622001 Свердловская область г. Нижний Тагил, ул. Горошникова, д. 56 к. 402, тел: 8(343)548-52-30.
В случае возникновения спорного вопроса по начислению платы за ЖКУ необходимо обращаться в администрацию Кушвинского городского округа. На основании 165 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации информацию о состоянии расчетов с исполнителями коммунальных услуг обязаны предоставлять гражданам органы местного самоуправления.