Информация о сторонах (о Вас, как о пациенте и о клинике).
Информация о состоянии здоровья пациента, хронических заболеваниях, известных аллергических реакциях и индивидуальной непереносимости лекарственных средств.
Дата начала лечения и дата его окончания (плановая).
Перечень предоставляемых медицинских услуг.
Права и обязанности сторон.
Ответственность сторон.
Порядок оплаты оказанных услуг (в том числе – возможные варианты предоставления рассрочки).
Условия внесения возможных изменений в договор, порядок согласования внесения этих изменений.
Варианты урегулирования спорных моментов, порядок возмещения возможных убытков.
Порядок и сроки предъявления претензий.
Гарантийные обязательства (если клиника их предоставляет), условия на которые гарантия не предоставляется.
Подписи сторон. Обратите внимание, чтобы договор со стороны клиники был подписан лицом, уполномоченным заключать подобные договора. Как правило, это директор. Именно директор представляет юридическое лицо, совершая от его имени действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей юридического лица.
Кроме того, на договоре должна стоять печать лечебного учреждения.
Потребуйте от врача составить план лечения и примерную смету. В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона РФ «О защите прав потребителей»: «На выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена твердая или приблизительная смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно».
Разумеется, в медицине невозможно смоделировать процесс лечения на 100% (если врач Вам гарантирует стопроцентный результат – он лукавит). Может понадобиться расширение объема медицинского вмешательства и, как следствие, увеличение оплаты. Но – при составленной смете разница в названной Вам и фактической стоимости не будет отличаться в несколько раз. Кроме того – «Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы».
Обратите внимание на раздел «гарантийные обязательства» (особенно в стоматологии). Собственно, клиника может вообще не давать никакой гарантии, а может декларировать ее как «пожизненную»– особой роли это не играет, это, скорее, рекламный трюк. В медицине понятие «гарантия» приобретает несколько иной смысл, нежели заложено в Законе о защите прав потребителей, поэтому рекомендация здесь может быть только одна – если клиника дает чрезмерно большую гарантию на свои услуги – поищите другую клинику.
В процессе лечения Вам могут предложить подписать какие-то записи в Вашей амбулаторной карте (а иногда и полупустые страницы), приложения к договору. Никогда не делайте этого без прочтения! В порядочной клинике не «подсовывают» договора и другие документы на подпись пациенту, лежащему, например, в стоматологическом кресле. Все подписи – только после внимательного ознакомления и, если необходимо, консультации.
Согласно статье 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» «условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме». «Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы».