Не допустить такой ситуации позволят вам знания, которые помогут вам защитить свои права: Во-первых, вы должны помнить, что исполнитель услуг химчистки обязан в наглядной и доступной форме довести до потребителя необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах (статья 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»). И, самое главное, исполнитель обязан предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности переданной потребителем вещи и возможных последствиях. Во-вторых, при оформлении заказа – квитанции на услугу химчистки, исполнитель обязан подробно описать вещь на наличие дефектов, дыр и так далее. Обращайте внимание на указание исполнителем гарантийного срока на выполненную работу. В-третьих, исполнитель отвечает за сохранность вещи и правильное ее использование.
В случае полной или частичной утраты или повреждении вещи, принятой от заказчика, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить ее однородной вещью либо возместить потребителю ее двухкратную стоимость, а также понесенные потребителем убытки (ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Как подсчитать стоимость испорченной вещи?
В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей» «цена материала (вещи), передаваемого исполнителю. Определяется в договоре о выполнении работы или в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение». Кроме того, отношения клиента и исполнителя регулирует Гражданский кодекс РФ, поскольку в данном случае заключается договор бытового подряда.
Согласно ст. 734 Гражданского кодекса РФ, «если работа по договору бытового подряда выполняется из материала заказчика, в квитанции или ином документе, выдаваемых подрядчиком заказчику при заключении договора должны быть указаны точное наименование, описание и цена материала, определяемая по соглашению сторон». Но как бы то ни было в ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей» говорится, что «цена утраченного (поврежденного) материала (вещи) определяется, исходя из цены материала (вещи), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было».
На что может рассчитывать потребитель в случае неудовлетворения его требований в добровольном порядке? Во-первых, взыскать с заказчика двухкратнуую стоимость испорченной вещи; во-вторых, стоимость услуги по химической чистке вещи; в-третьих – компенсацию морального вреда ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»; в-четвертых – убытки, связанные с восстановлением нарушенных прав. А если вы обратитесь в суд, то с исполнителя помимо прочего будет взыскана госпошлина в доход государства.
Чтобы не оказаться в такой ситуации, и заказчик и исполнитель должны быть взаимно внимательны и вежливы друг к другу.