Изменениями в законодательстве, внесенными в 2011-2012 г.г., существенно, расширена компетенция региональных и муниципальных органов власти, в первую очередь, за счет передачи полномочий, ранее осуществившихся федеральными органами.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе, требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах относится к сфере государственного жилищного надзора.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг, внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является предметом регулирования жилищного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 161 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подп. 1 п. 11 «Положения об Управлении Государственной жилищной инспекции Свердловской области», основной задачей Управления является контроль (надзор) за обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям законодательства в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
С учетом установленной ст. 20 Жилищного кодекса РФ компетенции Управление Государственной жилищной инспекции осуществляет полномочия по следующим направлениям контрольной деятельности:
1. надзор за соблюдением порядка начисления платы за коммунальные услуги, соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (в части, не утратившей силу, касающейся вопросов предоставления услуги «отопление»), и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в -многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;
2. надзор за содержанием общего имущества собственников, соблюдением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.С8.2006 № 491;
3. надзор за раскрытием информации управляющими организациями, соблюдением ст. 161 Жилищного кодекса РФ, Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №-731;
4. Надзор за соблюдением требований федерального законодательства к порядку принятия общим собранием собственников решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации, порядку утверждения условий такого договора, и его заключения, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества;
5. надзор за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и энергетический эффективности, Федерального закона от 23.11,2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
6. надзор в сфере формирования фондов капитального ремонта (ст.ст. 20,172 Жилищного кодекса РФ).
Статьей 20 Жилищного кодекса РФ предусмотрены полномочия органов муниципальной власти по осуществлению муниципального жилищного контроля, заключающиеся в проведении в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовымиактами, проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законамисубъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса РФ на органы местного самоуправления возложены полномочия по проведению на основании обращений собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией предусмотренных Жилищный кодексом РФ обязательств проверок деятельности управляющих организаций. При выявлении фактов невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного, самоуправления созывает собрание собственников помещений в доме, для решения вопросов о расторжении договора с управляющей организациейи о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления домом.
Следует учитывать, что согласно разъяснений Министерства регионального развития РФ, полномочия, возложенные на органы местного самоуправления ч. 1.1 ст.165ЖК РФ, должны осуществляться органами местного самоуправления независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.
ВНастоящее время Правительством Свердловской области разрабатывается проект регионального нормативно-правового акта, определяющего порядок осуществления муниципального жилищного контроля.
Органы Роспотребнадзора осуществляют полномочия по следующим направлениям контрольной деятельности в сфере ЖКХ:
1. надзор за соответствием коммунальных услуг установленным требованиям:
-соответствие состава и свойств холодной воды (СанПиН 2.1.4.1074-01);
-допустимая продолжительность перерыва в подаче, соответствие температуры, состава и свойств горячей воды (СанПин 2.1.4.2496-09);
-соответствие температуры воздуха в жилых помещениях (СанПиН 2.1.2.2645-10)
2. надзор в сфере предоставления сведений об исполнителе (фирменное наименование, место нахождения) и режиме его работы (ст.ст. 8,9 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей).