rospotrebnadzor
Все сообщения
12 июня 2014, 11:48    Роспотребнадзор     0    

Защита прав потребителей при продаже товаров и оказании услуг (общие положения).

На сегодняшний день вопросы защиты прав потребителей очень актуальны. Можно смело утверждать, что после распада СССР российский рынок активно насыщается широким ассортиментом товаров, развитием различных услуг. Каждый день, совершая покупки в магазинах и пользуясь различными услугами, мы становимся потребителями. Мы живем в «потребительском обществе». Поэтому вопросы знания потребительского законодательства являются актуальными.

Основным документом, регулирующим потребительские отношения, является Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. (далее Закон), который в прошлом году отметил двадцатилетие со дня принятия.

На основе многолетней судебной практики и опыта применения норм данного закона он был существенно переработан. Так, было конкретизировано понятие «потребитель», расширено право потребителя на безопасность товара (работы, услуги). Соответственно увеличилась ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за нарушение данного права. Кроме того, новшеством закона можно считать введение ограничений прав потребителей по отношению к ряду товаров (работ услуг), что вызвано возможным злоупотреблением своим правам. Например, расторжение договора купли-продажи технически сложных и дорогостоящих товаров возможно в случае обнаружения в них существенных недостатков. Обязанность информировать потребителя на русском языке. Возмещение морального вреда независимо от возмещения имущественного вреда и убытков.

 

Кто является потребителем?

Определение термина «Потребитель» закреплено в Преамбуле Закона «О защите прав потребителей».

Понятие Потребителя, отличающие его от других смежных понятий, таких как «Покупатель», «Приобретатель» и др.

Потребителем является:

- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товар (работу, услугу);

- гражданин, заказывающий или приобретающий товар (работу, услугу);

- гражданин, использующий товар (работу, услугу) (например, потребителю подарили сертификат на получение какого-либо товара, услуги, сам договор покупки сертификата заключен с иным лицом).

Обязательным условием необходимым для квалификации лица как Потребителя является отсутствие цели использования приобретаемых/заказываемых товаров, работ, услуг в предпринимательской деятельности. ЗоЗПП не ставит других ограничений использования товара кроме предпринимательской деятельности. Таким образом, ЗоЗПП не регулирует отношения между индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.

Приобретаемый товар или услуга должны использоваться для личных, семейных, домашних и иных нужд.

Примеры из судебной практики:

1. Гражданка заключила договор на обучение иностранному (английскому) языку с целью дальнейшего преподавания на курсах в качестве преподавателя. В ходе обучения у гражданки возникли претензии к качеству обучения. Обратившись в суд, гражданка в обоснование своего нарушенного права ссылалась  на законодательства о защите прав потребителей. Суд опроверг доводы истца, так как целью приобретения услуги являлась коммерческая деятельность.

2. Гражданка заключила кредитный договор на получение кредитного продукта «на развитие бизнеса», фактически был предоставлен потребительский кредит. При заключении договора она поинтересовалась, почему так называется кредит, денежные средства ей нужны на иные личные нужды. Представитель банка пояснил, что это не имеет значение, так просто называется кредитный продукт. В дальнейшем обосновывая нарушения права в суде, гражданка ссылалась на закон о защите прав потребителей, данный кредит фактически являлся потребительским и получен он с целью осуществления ремонта, о чем и было указано в анкете. При этом иного кредитного продукта банком не было предложено. Суд поддержал доводы потребителя. 

 

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг),

 устанавливает права потребителей на:

- приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

- получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах);

-   просвещение;

-   государственную и общественную защиту их интересов.

Кроме того, Закон определяет механизм реализации прав потребителей. 


 
 

Обсуждение  0