Право на приобретение качественного товара (услуги)
Понятие качества товара определено в ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения»
Качество товара - это совокупность потребительских свойств товара.
Качество услуги - совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя (ГОСТ Р 50691-94 Модель обеспечения качества услуг).
Какие критерии определения качества товара регламентирует закон о защите прав потребителей?
Статья 4 Закона определяет несколько критериев качества товара:
1. Товар (услуг) должны соответствовать требованиям договора.
2. Товар (услуга) должен быть пригодным для тех целей, для которых такой товар (услуга) обычно используется.
Например, потребитель приобрел тот или иной продукт питания, значит, он должен быть пригоден для употребления в пищу. Если потребитель приобретает мебель, то она должна отвечать требованиям по функциональному назначению.
3. Товар (услуга) должны быть пригодны для использования в соответствии с теми целями, которые были поставлены покупателем перед продавцом в момент заключения договора.
Например: Покупатель поставил перед продавцом условие о том, что обувь должна быть пригодна для активного отдыха, для использования в горах. Продавец обязан подобрать потребителю именно такую обувь, чтобы она отвечала поставленным целям. Если после приобретения товара обнаружится, что этот товар не пригоден для использования в соответствии с поставленной целью, то потребитель вправе отказаться от такого товара.
4. Товар, купленный по образцу и (или) описанию должен соответствовать этому образцу (описанию).
Например: В магазине, покупатель увидел образец мягкой мебели, определенного цвета. Товар ему понравился, и он решил оформить покупку такой же мебели, такого же цвета, в договоре прописывается артикул и цвет мебели. Когда мебель была изготовлена, то при ее получении, потребитель обнаружил, что оттенок цвета отличался от образца, продавец пояснила, что на фабрике немного изменилась формула смешивания цветов и поэтому он отличается от представленного образца. Поэтому, качество товар не соответствует образцу.
5. Если законом установлены обязательные требования к товару (услуге) то продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (услугу) соответствующий этим требованиям.
Например, на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель (исполнитель) обязан установить срок годности, т.е. период, по истечении которого товар считается непригодным для использования. Или, законом определены условия хранения товара в магазине (например, при определенной температуре), то товар хранившейся не с учетом установленных требований будет признан некачественным.
Право на приобретение безопасного товара (услуги)
Право на безопасность товара регламентируется статьей 7 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Каким характеристикам по безопасности должен соответствовать товар (услуга)?
1. Безопасность товара (услуги) должна быть обеспечена при хранении, транспортировки, использовании, утилизации.
2. Товар (услуга) должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, не причинял вред имуществу потребителя.
3. Обязательные требования к безопасности товара устанавливаются законом.
4. Вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу потребителя подлежит возмещению.
Безопасность товара – это состояние товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем. (ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения».
Кто должен обеспечить безопасность товара, и в какие сроки?
Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара.
Если срок службы не установлен, то безопасность обеспечивается в течение 10 лет со дня передачи товара.
Если необходимо соблюдать специальные правила, то изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу) на этикетке, маркировке.
Какими документами подтверждается безопасность товаров (услуг)?
Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям безопасности предоставляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) иным способом и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В соответствии со ст. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, документами, подтверждающими соответствие товара, являются товарно-сопроводительные документы с указанием:
- номера, срока действия сертификата соответствия и органа, выдавшего сертификат;
- регистрационного номера, срока действия декларации соответствия и наименование лица, принявшего декларацию и органа, ее зарегистрировавшую.
Документы заверяются подписью и печатью поставщика или продавца с указанием адреса и телефона.
Пример из практики: продажа медицинских приборов на дому, нарушено право потребителя на безопасное использование товаров (см. обоснование иска…).
Право на получение информации о товаре (услуге)
Потребитель имеет право на получение информации:
- об изготовителе,
- продавце (исполнителе);
- реализуемых товарах (оказываемых услугах).
Информация должна быть необходимой и достоверной, предоставляться потребителю на русском языке.
Информация о продавце (исполнителе, изготовителе):
- фирменное наименование (наименование) своей организации,
- место ее нахождения (юридический адрес);
- режим работы;
Такая информация размещается на вывеске организации.
Продавец – индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Важным принципом предоставления информации о товаре (услуге), является принцип предположения отсутствия у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (услуги) (п. 4 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Статья 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» регламентирует требования к предоставлению информации о товаре (услуге).
По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способ доведения информации устанавливается правительством РФ.
Пример по предоставлению информации о технически-сложных товарах: согласно п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998. № 55 информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:
- наименование товара;
- фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
- наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
- сведения об основных потребительских свойствах товара;
- цену в рублях и условия приобретения товара, в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- сведения о гарантийном сроке;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
- сведения о сроке службы, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
- сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность.
Если приобретенный потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009г. № 261-ФЗ отдельные виды бытовых энергопотребляющих товаров российского и импортного производства должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности.
Перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009г. № 1222.
Указанная выше информация, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Ответственность продавца (исполнителя) за ненадлежащую информацию:
Рассмотрим несколько случаев наступления ответственности продавца (исполнителя) за ненадлежащую информацию.
1 ситуация:
Если потребителю не предоставлена информация о товаре (услуге) в момент заключения договора, то он вправе:
1. потребовать возмещения убытков, если продавец уклоняется от заключения договора;
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) (ст. 15 ГК РФ).
2. в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы.
2 ситуация:
Если информация не предоставлена и у потребителя возникли недостатки товара (услуги):
1. в отношении товаров наступает ответственность в соответствии с п. 1-4 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
2. в отношении услуг наступает ответственность в соответствии с п. 1 ст. 29 Закона о ЗПП.
3 ситуация:
Если причинен вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, то он подлежит возмещению в полном объеме (ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Административная ответственность (ч.1 ст. 14.8. КоАП РФ):
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Привести пример из административной практики.
Право потребителя на судебную защиту
Еще одним немаловажным правом потребителя, закрепленным Законом РФ «О защите прав потребителей» является право потребителя на судебную защиту:
Что необходимо учитывать при обращении в суд за защитой потребительских прав?
Статьей 17 Закона о ЗПП определено, что защита прав потребителей осуществляется судом.
При рассмотрении споров по вопросам защиты прав потребителей, необходимо учитывать некоторые особенности:
1. Право на альтернативную подсудность:
Потребитель по своему выбору вправе обратиться в суд по месту:
- нахождения организации (жительства ИП);
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора;
- нахождения филиала (представительства).
Если в договоре, содержится условие ограничивающее право выбора альтернативной подсудности, то такое условие признается недействительным (п. 1 ст. 16 Закона о ЗПП).
Например, гражданин П. живет в Ленинском районе г. Екатеринбурга, магазин находится - в Верх-Исетском, а юридическое лицо - учредитель магазина - в Москве. Конечно же, потребителю удобнее подать иск в своем районе и это его право.
Иски стоимостью свыше 50 тысяч рублей подаются в районные суды, менее 50 тысяч рублей - в мировые судебные участки.
2. Иски о защите прав потребителей до 1 млн. рублей не облагаются государственной пошлиной.
3. Взыскание штрафа за несоблюдение требования потребителя.
В случае, если законное требование потребителя не удовлетворено в добровольном порядке, то суд обязан взыскать с ответчика штраф, в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Суд обязан взыскать штраф, даже в том случае, если такое требование потребителем не заявлялось.
Право на компенсацию морального вреда
В соответствии со ст. 15 Закона Моральный вред. Причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом, исполнителем, уполномоченной организацией, импортером) прав потребителей, предусмотренных законами подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Моральный вред – это физические и нравственные страдания потребителя, вызванные в результате действия нарушающие его права (ст. 151 ГК РФ).
Размер компенсации определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя (п. 45 ПП ВС РФ от 28.06.2012 № 17).
В настоящее время размер компенсации разными судьями определяется по разному.
Примеры из практики:
1) При удовлетворении иска о нарушении прав потребителя финансовых услуг (незаконно начислена комиссия за подключение к программе страхования), суд удовлетворил компенсацию в размере 10 000 руб. при этом каких-либо дополнительных документов, подтверждающих страдания, потребитель нет представил.
2) При удовлетворении иска при оказании некачественных медицинских услуг (было выбрано неверное лечение, отчего потребитель испытывал физические страдания, обращался дополнительно к врачу), суд удовлетворил компенсацию в размере 3 000 рублей.
3) Была приобретена булочка, в фабричной упаковке. При вскрытии упаковки, внутри булочки были обнаружены волосы. Потребитель после этого не могла есть весь день. Обратилась к изготовителю с претензией по компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей. Изготовитель удовлетворил в добровольном порядке сумму в размере 5 000 рублей.
Обязанности потребителя
Отдельной главы, регламентирующей обязанности потребителя, по аналогии с правами потребителя Закон РФ «О защите прав потребителей» не предусматривает. Однако, это не значит, что у потребителя нет обязанностей.
Говоря об обязанностях потребителей нужно учитывать особенности потребительских правоотношений, а также условия договора. Гражданским законодательством закреплен принцип свободы договора, но договор не обладает абсолютной свободой, так как он ограничен законом и равноправием сторон, и при этом потребительские правоотношения особый вид отношений, где он является более слабой (незащищенной) стороной.
Например, в результате анализа норм Закона о ЗПП, можно выделить следующие обязанности потребителя, в случае если, продавцом не нарушены права потребителя:
- обязанность потребителя оплатить товар (услугу) в соответствии с условиями договора;
- если заключен договор с предварительной оплатой, то потребитель обязан предварительно оплатить товар в соответствии с договором;
- потребитель должен вернуть некачественный (качественный) товар, в случае расторжения договора купли-продажи товара или в случае повторного изготовления вещи;
- потребитель обязан предоставить товар по требованию покупателя для проведения проверки качества такого товара;
- потребитель обязан принять вещь, после ее изготовления, если она имеет индивидуально-определенные особенности, например: сшита по индивидуальным размерам потребителя;
- потребитель должен сохранить товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, в случае если он предъявляет законное требование об обмене товара надлежащего качества и прочее.