Туры по Уралу с Тур-Плюсом

Блог ведет Traveler

Туры выходного дня по Уралу - самая лучшая возможность внести немного разнообразия в повседневность трудовой жизни, не отходя, при этом, от важных дел.


 
Рейтинг блога: 131
Что это такое?

Архив записей

2021

2015

2014

2013

2012

2011


Облако тегов

"Европа - Азия"    Абалак    Актай    Билимбай    Быньги    В-Пышма    Верхний Тагил    Верхотурье    Висим    Выставка    Ганина Яма    Зоопарк    Кунара    Лая    Меркушино    Мурзинка    Н-Павловское    Н-Тагил    Невьянск    Парк Бабочек    Первоуральск    Покровское    Путешествие по Уралу    Среднеуральск    Среднеуральский женский монастырь    Сысертский фарфоровый завод    Сысерть    Тобольск    Тур - Плюс    Тур - плюс    Тур-Плюс    Холзан    Черноисточинск    Шиловка    Шурала    г. Бессонова    каллиграфия    катание на собачьих упряжках    краеведческий музей    мастер-класс    миниатюры    село Быньги    село Верхние Таволги    село Нижние Таволги    село Тарасково    хаски    чайная церемония   

23 января 2012, 18:23    0    
Путешествие, которое запомнится на всю жизнь

Совсем недавно нам удалось познакомиться с необычным транспортным средством. Оно может разгоняться до двадцати километров в час, тянуть груз равный своему весу и пройти даже там, где застрянут снегоход и внедорожник. Вместо мотора у него  собаки - сибирские лайки, хаски, самоеды и маламуты.

Речь идёт об одном из эксклюзивных зимних развлечений на Урале  -  катании на собачьих упряжках.

Собачья упряжка – традиционный вид транспорта народов севера. Когда-то - единственное зимнее средство передвижения. Сейчас же это экзотика,  с которой мы познакомились благодаря туристической фирме «Тур - Плюс».

Благополучно доехали до питомника, вокруг снег, деревья. Погода нас баловала. Слышим негромкий собачий лай. К нам выбегают несколько собак. Они лают и машут хвостом. Некоторые сидят на цепи. Открываем дверь, заходим внутрь огороженной территории. Там собачек еще больше. Ощущение, что попали в мир собак. К нам на встречу идёт директор питомника Смолин Павел Петрович. Павел Петрович Смолин - известный уральский путешественник, владелец питомника "Эльбрус", большой друг и любитель собак и просто отличный мужик.

В 2012 году исполнится 30 лет со дня финиша Полярной экспедиции газеты «Советская Россия». Впервые в истории Арктики было пройдено 10000 километров на собачьих упряжках за 8 месяцев. Впервые был пройден весь Евроазиатский континент. Впервые это было сделано в условиях полярной ночи – периода наиболее высокого напряжения для всего живого в высоких широтах.

Штурманом этой экспедиции в 1982 -83 годах был наш земляк Павел Смолин. Также Смолин и его собаки дважды занесены в Книгу рекордов ГИННЕСА, как покорители пика Ленина и пика Коммунизма. После полярной экспедиции Павел привез собак, свою упряжку, в Екатеринбург, потому что просто не смог расстаться с ними.

И вот уже 30 лет на окраине Екатеринбурга, в поселке Медном существует питомник по разведению и содержанию собак северных пород - хасок и лаек. Катание на собачьих упряжках доставляет радость и людям и собакам. Ведь ездовым собакам нравится бегать. Сибирские и аляскинские хаски и выведены специально для того, чтобы бежать дальше, больше и быстрее.


 

 

Глаза голубые не у всех. У некоторых даже попадаются разноцветные. Это удивляет, но нам объясняют, что порода такая.  

 


 


 


От глаз ярко синего цвета, трудно оторвать взгляд.  


 


 

 


 
Фотографировать собак одно удовольствие.

 


 


 Сара отдыхает. 



 Вожак Гром. 



 Подготовка упряжки к старту. 



 В упряжке каждая собака занимает свое место – выполняет определенную функцию. Все вместе они дополняют друг друга: и вожак, и направляющие, и рулевые. 



 Главное в гонках на собачьих упряжках - это тесный контакт между человеком и собакой. 



 


 В азартном нетерпении суетятся собаки перед стартовой линией, чтобы потом резво сорваться с места после команды «Вперед!». 



 


 


 Управление собачьей упряжкой – настоящее искусство, таинство, доступное только посвященным. И этому искусству научились и мы. Самостоятельное управление упряжкой требует не только азарта, но и смелости и уверенности в себе. Надо встать на удлиненные полозья, крепко держаться и тронуться с места. Собаки бегут вперёд по команде «Хак». Время от времени приходилось притормаживать. Первый раз ехать страшно. Приходится привыкать к тому, что нужно управлять равновесием. 



 Все, кто доехал до финиша, полны впечатлений. 



 После прохождения трассы все с нетерпением ждали сосичное барбекю. 



 Павел Петрович показывает нам щенков. 



 Качества ездовой собаки заложены в каждом щенке, их нужно лишь пробудить. (качества, а не щенков). 



 


Нам показали, как воют собаки. Завыла одна, тут же подключились другие. Воют, как волки. Звучит красиво. Собаки успокаиваются через несколько минут.

Собачьи упряжки Павла Смолина пользуются большой популярностью. Их постоянно приглашают на кинофестиваль в Ханты-Мансийске, на съемки художественных фильмов, ежегодно они являются участниками Всероссийских гонок на собачьих упряжках. Сами собаки снимались в 7 художественных фильмах, в том числе знаменитые Российско-американские фильмы «Бегущие по льду», «Пленник чужой земли», "Егерь", «Божья матерь в кровавых снегах» по рассказам Еремея Айпина. Проведены две экспедиции по озеру Байкал. Необычайная красота Байкала запечатлена в фотовыставке «Сказки зимнего Байкала», с которой мы ознакомились. По словам заводчика лаек, он участвовал вместе со своими собаками в рекламе одного из магазинов зимней верхней одежды «Лапландия» вместе с финским актером Вилле Хаапасало.

Время уже много, надо возвращаться. Прощаемся с собаками и идем до остановки вместе с владельцем питомника. Мы искренне благодарим Павла Смолина за предоставленную возможность побывать в таком месте.

Вот такой получился маршрут выходного дня. Так что не просиживайте зиму дома, смотря в пластиковые окна, - спешите прокатиться на хаски! Впечатления на всю жизнь!


 

Теги: Тур - Плюс, Путешествие по Уралу, хаски, катание на собачьих упряжках

22 января 2012, 13:33    0    
«Инь и Ян»

Осеннее время всегда самое интересное, и не только благодаря последним теплым безоблачным денькам. Помимо похода в лес существует еще множество способов провести время с пользой. Задачу организовать наш досуг в осенние месяцы взяли на себя менеджеры «Тур - плюс», которые готовы предложить вниманию горожан поездки на увлекательные выставки.

Наверное, любой человек время от времени нуждается в глотке чего-то необычного и нового. Кто-то для утоления такой жажды, если позволяют средства, тянется в экзотические страны, кто-то серьезно увлекается традициями и культурой других народов. Возможно, просто пришла пора современному человеку, отстраненному от природы и гармонии с окружающим миром, почерпнуть мудрости древнейших цивилизаций? Ведь не случайно сегодня во всем мире так популярны увлечения, скажем, йогой и фэн-шуем. Именно о нем, о фэн-шуе, а также о том, как правильно хранить в доме вазы, как пить чай и как стать счастливым, мы узнали, посетив  в октябре выставку «Инь-Янь», которая открылась в музее-заповеднике Горнозаводской Урал Н-Тагила.



В последнее время мы часто употребляем выражение — «китайский ширпотреб», которым китайцы завалили наш рынок, слова “Made in China” стали для нас нарицательными. Показываемые по телевидению посвященные Китаю сюжеты в лучшем случае позволяют быть в курсе политических событий, происходящих в этой стране.

Однако Cтрана цветущего лотоса — не только лапша быстрого приготовления и дешевые безделушки, горстка риса и портрет Мао Цзэ-дуна... Это и великая китайская стена, и монастырь Шао-Линь, и Тибетское нагорье, и медведь панда, и иероглифы.

Чтобы убедить в этом россиян, коренной китаец Ван Хуафань собрал уникальную коллекцию предметов искусства, рассказывающих о культуре родной страны. Он путешествует из города в город, устраивая выставки.

Держатель этой великолепной богатой коллекции Ван Хауфань, живущий в России вот уже 20 лет и прекрасно говорящий по-русски, убежден в том, что у наших народов немало общего. И выставку он создавал специально для того, чтобы подчеркнуть эту взаимосвязь и поближе познакомить жителей российских городов с культурой своей страны. Ван Хуафань собирал коллекцию по крупицам, забирался в глухие уголки Китая в поисках искусных ремесленников и антикваров. Также среди разнообразного ассортимента предметов китайского быта на выставке представлено несколько картин кисти самого коллекционера.

С самого порога в выставочный зал сразу попадаешь в настоящий китайский дом с его традиционными новогодними фонариками, большими и маленькими, являющимися символом достатка и богатства, с великолепными напольными вазами. Фонари символизируют семейный достаток. Чем больше они по размеру, тем богаче семья.

Китайское жилище традиционно разделено на мужскую и женскую половины. Мужская половина представляет собой что-то типа нашей гостиной. Прямо напротив входной двери размещается своего рода красный угол, в центре которого находится картина с изображением тигра. Именно этот хищник гарантирует отсутствие каких-либо бедствий в доме, особенно для тех, кто родился в год Тигра.

Ван Хуафань самостоятельно провел очень увлекательную экскурсию для нас и максимально подробно рассказал о традициях и поверьях своего народа. Для начала он объяснил идею названия выставки. Все экспонаты — а это многочисленные разноцветные фигурки животных, талисманы, национальные костюмы, картины, посуда – размещены в двух залах. В первом сосредоточены вещи, олицетворяющее женское начало, во втором – мужское. Оказывается, в Китае так называемая женская комната является самой главной в доме, потому что в ней хранятся все богатства и ценности, ну, и еще потому, что женщина всегда была хранительницей домашнего очага. В этой комнате обитают всевозможные статуэтки, призванные поддерживать ауру на должном уровне.

Фигурки с изображениями богов и животных, по убеждению китайцев, способны принести счастье и благополучие. Они им придают особое значение. Каждое животное в Китае священно и наделено какой-то силой. Черепаха является символом мудрости и долголетия, слон – счастья, павлин – богатства, лошадь – успех, остроумие, трудолюбие, сова – знания, тигр - символ охраны дома, лягушка – символ подвижности, служащая для защиты детей, пара уток, журавлей, голубей – символ счастливого брака, меч - хранитель дома от злых духов, дракон – символ мужского начала и Китая, рыбы дадут достаток.

Мостик из шести слоников - обратите внимание шесть, а не семь - это символ финансового благополучия и повышения по службе. Изображение орла на ярко-красном панно из бархата - символ продвижения по службе, сувенир "мальчик с рыбой" сулит своему обладателю счастье и достаток. Китайцы верят, что если в доме есть статуэтки этих животных, то его жителей никогда не поразят беды и несчастья. А тарелка, вывешенная на виду – защищает дом и является символом великих перемен.

Талисманом считаются и нецке – маленькие фигурки, вырезанные из кости, камня, дерева. Раньше нецке имели практическое назначение: одежда в древнем Китае была без карманов, а потому нецке служили противовесом и подвешивались на пояс вместе с денежном мешком.

Ван Хуафань поделился весьма любопытными трюками по привлечению идиллии в жизнь каждого человека. Например, тем, кто мечтает встретить свою вторую половинку, он посоветовал держать все вазы в доме пустыми, потому что пустая ваза, опять же по фэн-шую, сулит обретение любви.

 Женская половина «Инь» в китайском жилище находится в самом дальнем углу - это своего рода наша спальня, чужие люди туда уже не заходят. Здесь представлены более ценные произведения искусства: образцы китайской национальной одежды для женщин Тан Джан из натурального шелка до 1920 года и чисто женские штучки: браслетики, четки, уникальные китайские куклы, старинные письменные принадлежности. А также вазы китайского фарфора, произведения перегородчатой эмали и веера. 



 


 


 Дракон - символ мужского начала и символ Китая. 



Еще одно чисто китайское изобретение – перегородчатая эмаль, называвшаяся на Руси финифтью. Это – не эмалевое покрытие, а тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой. Нас познакомили с целым набором фигурок, покрытых перегородчатой эмалью. Для их создания на тонкой пластине из меди, золота или серебра процарапывают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Затем по нему напаивают поставленные на ребро полоски-перегородки толщиной не более 1 мм. Каждую из созданных ячеек заполняют эмалью разного цвета до верхнего края перегородок и производят обжиг эмали. Затем эмаль шлифуют до уровня перегородок. Полученное изображение сияет не хуже драгоценных камней, в чем мы воочию убедились.

 "Я отправился на пекинский завод в поисках перегородчатой эмали, но оказалось, что современные заводы производят европейские вещи, а не традиционные китайские. Мне подсказали, что старинным ремеслом владеет 85-летний дедушка, который и создал эту коллекцию – уникальные, удивительные работы. Он изготавливает фигурки в этой технике вручную и никогда не повторяется, поэтому все его работы — эксклюзивные. Когда он узнал, что я хочу делать выставку в России, то продал мне несколько предметов", - рассказал Ван Хуафань. 



 Не меньшее очарование придают экспозиции полные одухотворенного изящества знаменитые китайские рисунки — свитки рисовой бумаги. Часть картин рисовал, вспомнив детское увлечение, сам Ван, часть — его учителя. К красоте живописи не стоит привыкать, считают китайцы, и никогда не обрамляют свои живописные творения. Свиток — самая подходящая форма для ценителя прекрасного: развернул, полюбовался, дал полюбоваться гостям, предался печальным или отрадным воспоминаниям — и в сундук. 



 Фигурка слона означает счастье. Супружеское счастье олицетворяет пара уточек-мандаринок. В китайской культуре жаба — очень почтенное животное и мощный символ денежной удачи! А также лягушка – символ подвижности, служащая для защиты детей. 



 Фигурка лошади обозначает – успех, остроумие, трудолюбие. Прекрасная тарелка– это не посуда, из которой едят, а украшение дома, способное защитить его от несчастий. 



Огромное впечатление производят статуэтки, изображающие одного из семи богов счастья. Его зовут Хотэй. Его стоимость равна цене на подержанные «Жигули». И это самый ценный экспонат по мнению владельца выставки. Ее он выпросил у 98-летнего деда.

Хотей - это бог общения, веселья и благополучия, который предопределяет людские судьбы и помогает в осуществлении заветных желаний. Поэтому считается, что если провести рукой по животу Хотэя 300 раз, думая о чем-то хорошем, то загаданное обязательно исполнится. «Хотэй» переводится как «холщовый мешок», и этот персонаж имеет своего исторического прототипа. В Х веке в Китае жил маленький толстый монах Тци-Тцы с большим холщовым мешком и четками, бродивший по деревням, который приносил людям удачу. В мешке у него находился весь мир. На вопрос, что находится в мешке, он обычно так и отвечал: «Весь мир». Однажды, будучи уже пожилым, сидя у какого-то храма, Тци-Тцы сказал: «Люди, люди, не узнали вы меня, а ведь я - Будда будущего Майтрея».

Ещё один очень ценный экспонат на выставке, по словам коллекционера, статуэтка старика долголетия Шаосинь: "Она датируется концом 19 века. Я купил ее в Манчжурии. Это прекрасная работа – у фигурки прорисованы уши, глаза. До окончания правления династии Цин (начала 20 века) мастера изображали старика с персиком в правой руке и палкой - в левой. Розовощекий, как персик, который держит в руках, он намекает на свое отменное здоровье. Позже мастера поменяли их расположение", - рассказал Ван Хуафань. 



Заманчивыми экспонатами выставки являются веера. Первое упоминание о них относится к VIII веку до нашей эры. Здесь они представлены в большом количестве. Это большие «павлиньи хвосты» с разнообразными узорами. Такие веера по китайским обычаям подвешиваются над супружеским ложем. Полукруг означает гармонию чувств, взаимопонимания и согласия, они символизируют ян – мужскую силу. Дерево сандала, из чего они сделаны, само по себе имеет лечебные свойства. Аромат такого веера успокаивает нервную систему и готовит ко сну. Существуют экземпляры из слоновой кости, бамбука, сандалового дерева, фарфора, нефрита, а на полотна используют специальную бумагу и шелк, которые можно украсить художественной росписью и каллиграфией.

Этнические китайские куклы (по нашим деньгам, одна кукла стоит три тысячи рублей, а в Китае на эти деньги можно купить тонну риса).

Очень часто за китайскую куклу принимают японскую. Они в чем-то похожи, но есть одно существенное различие. Ноги у китайской куклы никогда не бывают открыты, они спрятаны под длинным подолом платья. Это связано с традицией, которая существовала в древнем Китае, - туго бинтовать ноги девочкам из аристократических семей, чтобы их ступни всегда оставались крошечными. Это делалось для того, чтобы они передвигались неспешно, маленькими шажочками, к ним даже была приставлена отдельная служанка, которая помогала им ходить. У бабушки Ван Хуафаня нога была всего 17 сантиметров. Когда в Китае были волнения, она не могла бежать, и дедушка нес ее на своей спине. 



 


Статуя китайской богини Гуань-инь (Будда в женском образе). Она помогает бездетным семьям. К ней нужно прийти с просьбой послать дитя и остановить подарок на ночь, утром забрать и унести с собой. Считается, что за ночь Гуань-инь заряжает предмет своей энергией, которая решит проблему семейной пары.

Самые ценные экспонаты на выставке – две фарфоровые вазы с тонкой росписью. Каждой их них – 150 лет. "Я попросил своего дедушку подарить их мне для коллекции. Ваза служит не только для красоты, но и как оберег семьи. Вазу семейной паре нельзя дома ставить пустой - это к авантюрной любви, что может привести к семейной трагедии. А вот другое дело – одинокий человек, ему нужно привлечь любовь, но тогда важна расстановка ваз. Слева в комнате вазу нужно ставить мужчинам – и тогда он обязательно отыщет свою женщину. Представительницы прекрасного пола должны найти место для вазы в правой стороне комнаты. Для финансового благополучия нужна ваза с узким горлышком и пузатым туловом – тогда деньги войдут в дом, но выйти не смогут", - поделился Ван Хуафань простейшими правилами фэн-шуй. 



 Ван Хуафань привез и несколько своих картин, выполненных в технике кохуа - традиционного китайского искусства, которой в нашей стране не занимаются. Кохау создается на тисненой бумаге при помощи китайской туши. 



 На выставке можно познакомиться с китайской живописью, которая различается по направлениям Се-и и Гун-би. Суть живописи Се-и - в передаче идеи, внутренней сущности изображаемого. Для живописи Гун-би важна схожесть рисунка с оригиналом. Она очень реалистична. 



 На веерах, картинах, тканях можно увидеть изображения бамбука, сакуры, хризантемы, сосны – древние китайские символы долголетия. 



 


 


 


 


На мужской же половине «Ян» можно увидеть «4 сокровища китайского кабинета» и сервизы для чайной церемонии, ведь в Китае именно мужчины традиционно заваривают чай. Посмотрите, что представляют из себя четыре сокровища китайского кабинета. Это – «пи» (кисть), «мо» (тушь), «дже» (бумага) и «янь» (коробочка для размешивания туши). В доме каждого образованного человека вы найдете такие атрибуты.

Каждый мастер должен иметь в своем рабочем кабинете принадлежности для занятий каллиграфией - кисти, тушь, тушницу и рисовую бумагу. Все богатство умещается в маленькой плоской коробочке. Процесс подготовки к написанию иероглифов не менее интересен, чем сама каллиграфия. Ван Хуафань и в этом искусный мастер. В тушницу наливается немного воды. Затем, производя круговые движения, в ней нужно растворить палочку туши. 



Колокольчики - обереги, как и у нас, призваны отгонять нечистую силу. Правда, у китайцев они выполнены в форме пагод.

Меч - хранитель дома от злых духов. 



Когда же экскурсия передвинулась во второй зал – своеобразную мужскую комнату, Ван Хауфань начал рассказывать о чайной церемонии и пообещал угостить всех присутствующих настоящим китайским чаем. Дело в том, что мужская комната служит гостиной, в ней принято встречать гостей и угощать их. Именно любовь к чаепитию Ван Хуафань назвал главной общей чертой русских и китайцев.

Так же, как и в России, в Китае принято угощать гостей чаем. Общеизвестно, что в Китае чайная церемония – это настоящий ритуал, таинство, к которому, в основном, допускают только мужчин. Однако у них этим ритуалом можно выразить как почтение к человеку, так и неприятие, поэтому существует множество разнообразной посуды. Огромную роль для получения ароматного напитка играет чайник. Его нужно хорошенько “воспитать”, на что уйдет пара месяцев. Делается этот так: в чайнике регулярно заваривается чай, но не пьется, а выливается. Но вот ваш чайник стал “воспитанным” и готов угощать своих владельцев чаем.

На приготовление чая уходит не так уж и мало времени, это вам не просто бросить чайный пакетик в кружку на пару минут. Китайцы заваривают чай в керамическом чайничке и никогда его не моют, а только убирают оставшиеся чаинки специальной палочкой. В него укладываются невероятной красоты свежие, словно только что собранные, чайные листы и заваривают в течение пары минут. Вода, которая используется при приготовлении чая, не должна доводиться до кипения, потому что кипяченая вода считается мертвой. Даже когда чай готов, правила не покидают стены мужской комнаты. В Китае гостей, в основном, угощают из маленьких чашек. Кроме незваных, которым наливают большую кружку для того, чтобы они ее поскорее выпили и отправились восвояси. Так вот, эту маленькую чашку нужно держать в правой руке на уровне сердца. Чай пьют тремя глотками. Первый очищает дух, второй — тело, третий глоток мудрые китайцы отводят для наслаждения вкусом самого чая. Именно на третьем глотке каждый должен почувствовать истинный вкус и насладиться им.

Сам Ван Хауфань признался, что пьет чай по-русски, то есть из большой кружки и со всякими вкусностями, которые готовит к чаю его русская жена. Но вот когда он хочет попить чай «по-настоящему», то есть насладиться его вкусом, предпочитает потратить 15-20 минут на китайскую чайную церемонию.

Мы не смогли удержаться от соблазна и не попросить его запечатлеть для них на память на листе бумаги какой-нибудь иероглиф. В основном просили изобразить «счастье», «любовь», «дети», «благополучие», «удача», «безопасность».

Нарисовав около сотни иероглифов, художник признался, что ему это не сложно, так как с детства привык к заданию отца – рисовать их не менее 500 в день.

Конечно, после общения с таким интересным и замечательным человеком, который к тому же напоил всех чаем, выставку мы покидали довольными и расслабленными. Но и без этого впечатлений от нее все равно хватило бы надолго. Ведь представленные экспонаты дают ярчайшее представление об искусстве Китая. Здесь есть изделия из металла, дерева, текстиля, бумаги, кости, фарфора, керамики. Можно с уверенностью сказать, что выставка «Инь-Янь» для любого посетителя станет лестницей к далекой Поднебесной. Взобравшись на эту лестницу, каждый сможет прикоснуться к величайшему искусству древнейшей цивилизации.


 

Теги: Тур - Плюс, Выставка, чайная церемония, каллиграфия, Путешествие по Уралу

5 декабря 2011, 18:50    0    
НЕВЬЯНСК - БЫНЬГИ - ТАВОЛГИ

Продолжаем путешествие по Уралу. Сегодня будем гулять по Невьянску - первому в мире городу-заводу, куда мы ездили благодаря турфирме «ТУР - ПЛЮС» аж два раза: летом  и осенью 2011 г.

Невьянск - это небольшой городок в Свердловской области, расположен он на реке Нейва (или Невья). Город старый - годом основания его считается 1701 г., когда был выплавлен первый чугун на Невьянском (Нейвинском) казенном железоделательном заводе. А завод был выстроен годом раньше, в 1700 г., тульским оружейником Никитой Демидовым.

Поездка в Невьянск - накатанный туристический маршрут, турфирма все время предлагает туда экскурсии, точнее, не только в Невьянск, но и в близлежащие старинные старообрядческие сёла: Быньги, Нижние Таволги - в семейный гончарный промысел Масликовых, которому уже двести лет и в село Верхние Таволги с посещением ООО «Таволожская керамика».

На въезде в Невьянск нас приветствует каменная стела, на которой выбит год основания — 1701. Место для её строительства выбирали специально, чтобы через арку была хорошо  видна  наклонная  башня.



 Заблудиться в Невьянске нереально: все дороги обязательно выходят к наклонной башне. Путь к ней идёт через площадь Революции, где стоит памятник погибшим в годы войны невьянцам.

Памятник-якорь, установленный в центре уральских гор в честь 300-летия российского флота.


 

Памятник герою Советского Союза Гомзину Виктору Владимировичу. Звание Героя Советского Союза получил в 1945 году за обеспечение прорыва оборонительных рубежей противника, форсирование польской реки Нарев, захват плацдарма и удержание этого плацдарма на правом берегу реки.


 

Демидовский сквер окружен кованой оградой с гербом Демидовых, через которую виден пруд.

Роскошная ограда со "старыми соболями" Каслинского литья ("старый соболь" - клеймо демидовского невьянского железа, славившегося на весь мир).


 

Экскурсия к наклонной башне начинается у памятника  царю Петру и оружейнику  Демидову, который был установлен в 2003 году.


 

Невьянская наклонная башня. История ее окутана легендами, которые перекочевали в разряд научных версий лишь частично.

Построена она в первой половине 18 века Акинфием Демидовым (сыном Никиты Демидова). Башня девятиярусная, первые шесть ярусов располагаются в четверике, как это видно на фотографии, и следующие 3 - в восьмерике. Основание - квадрат 9.5 на 9.5 метра, высота - 57.5 метра, отклонение от вертикали вверху 1.86 метра на юго-запад, толщина стен в нижней части доходит до 2 метров, а вверху - до 32 см.

До сих пор остается загадкой ее наклон:

Миф №1.  Невьянская   башня  наклонилась по замыслу архитектора

Существует красивая  легенда, что  невьянская  наклонная  башня  специально построена таковой. Во-первых, в уральском городе Акинфий Демидов, наслышавшись о европейских диковинках, хотел построить свою достопримечательность, такую же, как Пизанская падающая  башня. Второе объяснение —  башня  изначально наклонена, склонившись в почтительном поклоне в сторону родного города Никиты и Акинфия Демидовых — Тулы.

Миф №2. Архитектор погиб, упав с башни

Есть и такая  легенда. Будто бы сразу после завершения строительства башни Акинфий Демидов вместе с архитектором поднялся на самый верхний этаж и спросил: смог бы он построить лучше? Тот ответил хозяину, что смог бы. Тогда Демидов повелел сбросить зодчего наземь. А наутро горожане заметили, что башня накренилась, а с ее стен потекли ручейки воды: она будто заплакала, а невьянский пруд – это ни что иное, как слёзы башни. Что интересно, но и по сей день с первого яруса на юго-западной стороне сооружения постоянно капает вода.

Миф №3. Действие грунтовых вод

Башня  достраивалась с учетом появившегося наклона, который возник под действием грунтовых вод.

На разные этажи башни ведут разные пути: на первый - через отдельную дверь, на второй - через крыльцо и парадный вход, на третий - через древнюю дверь с этого же крыльца, а затем - по узенькой низенькой лесенке, запрятанной в толще стен первого яруса, иногда проходящей между внешней и внутренней оконными рамами первого этажа, на четвертый - по винтовой металлической лестнице (опять с крыльца), а затем - по внутренним, деревянным лестницам - на верхние этажи. Всего их восемь.


 

Назначение первого этажа точно не установлено, сейчас там экспозиция, рассказывающая о фальшивомонетчиках Демидова. Существует множество легенд о том, что в невьянской башне Демидовы тайно чеканили золотые и серебряные монеты. Причем, согласно легендам, проба серебра и золота в монетах, которые подделывались в Неьянске, была выше, чем в монетах Российской империи, т.е. деньги, выпущенные Демидовыми, были лучше, чем деньги империи.

Исследователи считают, что все эти сказания и слухи — не более чем легенда, поскольку денег у династии Демидовых было и так немало — они являлись владельцами многих уральских заводов, дававших чугун и железо, пользовавшееся спросом не только в России, но и за рубежом. Кроме того, никаких следов монетного производства в невьянской башне так и не было обнаружено.

Крепостные кузнецы в кандалах.


 

Акинфий Демидов


 

Фальшивомонетчик, сошедший с ума в потайном подвале.


 

На втором этаже согласно найденным документам располагался кабинет Демидова, где помещались архивы и канцелярия, а во времена советской власти в нем находилась тюрьма. Сейчас там портрет Никиты Демидова и старинные аппараты для изготовления железа. Там же можно самому попробовать  отчеканить монету.

На третий этаж со второго, в рудную лабораторию Демидовых, где находился «пробирной горн», можно попасть только по узкой винтовой лестнице, встроенной в толщу двухметровой стены.

Узкая лестница ведёт на третий этаж:


 

Акинфий  Демидов всю жизнь клялся, что в  невьянской  земле нет золота. Однако в саже, взятой из дымохода печи, нынешние исследователи обнаружили не только золото, но и серебро, и медь... По одной из версий, Демидов здесь чеканил фальшивые деньги. По другой — здесь Демидов в тайне от государственной казны выплавлял серебро и золото, которое добывалось на его рудниках на Алтае. Ход в лабораторию - тупиковый. На другие этажи башни надо подниматься от крыльца по винтовой лестнице.


 

На четвертом этаже — большая светлая комната - музей. В этой комнате представлены фотографии других наклонных башен мира. Оказывается, что в Италии их несколько, да и у нас, в России — она не одна — есть еще в Туле, Соликамске, Усолье.

Есть в башне еще одно загадочное помещение, назначение которого так и остается неясным: это слуховая комната площадью около 20 квадратных метров, расположенная между четвертым и пятым этажами. Если встать лицом в один из углов, четко услышишь шепот человека, находящегося в противоположном углу. Причем слышно его будет великолепно. Никто другой с любого другого места комнаты не услышит. Такой эффект достигнут благодаря тщательно рассчитанной геометрии сводчатого потолка, который особым образом направляет звуковые волны. Акустика устроена так, что слово, которое сказано шепотом в одном углу, четко слышно в другом, противоположном углу. При этом ни в центре комнаты, ни в любой другой точке сказанного совершенно не слышно. Это еще одна загадка башни: задумана ли так комната или это ошибка строителей. По рассказам, Акинфий Демидов, когда к нему приезжали ревизоры и осматривали завод, отводил их в слуховую комнату. Здесь он говорил — «понимаю, вам нужно обсудить все увиденное и принять решение, а я вам мешать не буду, уйду в противоположный угол». Затем Демидов уходил в противоположный угол и слушал, что скажут проверяющие.

Пятый и шестой этажи — проходные, там только лестничные марши.

На седьмом и восьмом этажах, восьмигранном ярусе  башни, за стеклом, отделяющим часовой механизм от посетителей, видны большие шестеренки и музыкальный барабан, от которого идут нити к 10 медных колоколам, висящим на следующем ярусе  башни  (на восьмом этаже). В этой комнате располагаются куранты с музыкальным боем (ещё одно величайшее творение), созданные английским часовщиком Ричардом Фелпсом. Вернее, если быть более точным, то Ричард Фелпс — это мастер, который изготовил колокола для часового механизма, а вот имя самого часового мастера остаётся неизвестным. Стоили эти английские музыкальные часы по тем временам баснословно дорого — около 5000 рублей. Для примера сравним:  башня  «со всеми припасами, с работой» обошлась Демидову в 4207 рублей 60 копеек. На музыкальном барабане часового механизма запрограммировано 18 английских мелодий: народные песни, менуэты, марши конца 17 - начала 18 веков. Колокола отбивают каждые 15 минут, полчаса, час, и 8 раз в сутки звучит мелодия.


 

Среди других колоколов, висящих на восьмом ярусе, висит еще один бронзовый часовой колокол, одиннадцатый по счету, с надписью о том, что он отлит 1 июня 1732 года в  Невьянских  дворянина Акинфия Демидова заводах и имеет вес 65 пудов 27 фунтов, то есть больше тонны.


 


 


 


 


 

Нам  предложили выйти на балкончик и обойти башню кругом. Чугунные перила стоят с легким наклоном наружу.  Высота немалая, стройность башни эту высоту еще больше увеличивает, ветер добавляет "трехмерности" восприятию. Внизу очень фотогенично приютился сияющий позолотой куполов идеально отреставрированный огромный Спасо-Преображенский храм.


 

Вот извилистый Невьянский пруд.


 

Площадь перед башней с памятником.


 

Вид с башни открывается душевный. Панорама города.


 

Спустившись вниз с башни, мы поблагодарили экскурсовода, и отправились обедать в кафе «Пчёлка». После обеда наш путь  пролегал в старообрядческое село Быньги. Быньги славятся уникальным Свято-Николаевским храмом. Это один из самых старых каменных храмов Урала, построенный еще в конце XVIII века.


 

О появлении храма существует интересная легенда. После смерти Саввы Яковлева, среди его сыновей начались распри по поводу наследства. И согласно легенде Петр Саввич Яковлев поклялся, что если к нему перейдут Невьянские заводы, то он построит невиданный храм. Когда желание Петра Яковлева сбылось, он сдержал клятву перед Богом и отдал приказ своему управляющему: «Если можно, отлей в Быньгах церковь чугунную во имя Святителя Христова Николая: если этого нельзя сделать, то построй там храм на славу, ничего не жалей, которому стали бы дивиться и которому не было бы веку»


 

В советские времена, в период гонений на церковь, храму повезло, и он не закрывался, хотя службы не велись из-за отсутствия священника.

Внутри храма можно увидеть иконы знаменитой невьянской школы. Они отличаются от традиционных своей яркостью, изяществом и красотой. Наиболее почитаемые иконы: икона Николая Чудотворца, писанная при основании храма, перед ней читается акафист Святителю. Другая икона - Знамения Божией Матери - является списком (копией) Знаменской иконы, хранящейся в одноименной церкви г. Верхний Тагил.

Дальше по трассе, за Быньгами, находятся поселки Верхние и Нижние Таволги, интересные керамическим производством, гончарными мастерскими.

«Верхние Таволги» - считают старинным старообрядческим селом. Сейчас в «Верхних Таволгах» создают художественную и бытовую керамику.


 

Старообрядческая церковь.


 

У таволожской керамики исторически сформировался свой особый,  непередаваемый стиль. Еще в позапрошлом веке в некоторых мастерских помимо "черной" делали и зеленую ("под малахит") глазурованную посуду.

Традиционной для Таволог считается керамика:

1 Чернолощёная - изготовленная по технологии 18-19веков;

2 С изумрудной глазуровкой  - рецептура     19 века;

3  Керамика с ангобной росписью методом фляндровки - 20век.

На фото представлен метод молочения. Молочение – древний способ придать гончарному изделию красивый декоративный вид и сделать ее водонепроницаемой. После первого  обжига керамики ее окунают в молоко, а затем нагревают до 350 градусов. В результате такой обработки изделие приобретает специфический коричневый цвет.


 

Мы познакомились со всем процессом изготовления керамических изделий, а также попробовали себя в качестве гончара.


 

Обрабатывали готовые игрушки: зачищали швы, расписывали акриловыми красками. В ходе нашего творческого процесса был предложен вкуснейший чай из таволги. Игрушки мы забрали с собой. Для желающих приобрести красивое изделие на память работала гончарная лавка.

Селу Нижние Таволги, как и самому гончарному промыслу, больше трехсот лет. В селе живут потомственные гончары. Семейному промыслу Сергея Масликова почти двести лет. Глину дают берега бегущей рядом реки Нейвы. Как и предки, Сергей лепит кувшины и горшки на гончарном круге, затем выпекает их при температуре в 1050 градусов. В таких крынках не киснет молоко.

По нашей просьбе, Сергей сделал вазу, на которой мы оставили свои пожелания.


 


 


 

Здесь нам тоже дали  пробовать себя в гончарном деле, а потом под руководством Светланы, жены Сергея, мы лепили фигурки из глины. Мы смеялись над нашими глиняными мышками - то нос как у собаки, то уши как у слона, то ноги как у бегемота. Потом все эти «шедевры» мы забрали домой, и еще раз посмеялись над ними со своими домочадцами.

После гончарной мастерской наш путь лежал обратно в Невьянск. Собор и краеведческий музей мы посетили в конце экскурсии.

Музей расположен в бывшем гостином дворе, перед ним - различная раритетная техника.


 

Вагонетка установлена вместе с некоторым другим оборудованием в качестве памятника в сквере на площади Революции, возле Краеведческого музея.


 

Музей занимает два  этажа. Гордость музея - его коллекция самоваров.  До сей поры  самовары  пылились в фондах  Невьянского  историко-архитектурного  музея. И вот недавно вышли на белый свет, засверкав начищенными боками.

 149 агрегатов для кипячения воды были собраны по округе в основном в 70-х годах прошлого века.  Самовары  принимались в дар от жителей города или целенаправленно скупались  музеем . Есть и такие экземпляры, которые были добыты на пунктах приема металлолома и спасены от переплавки — на табличках так и значится: «Поступил из утильсырья».

В музее представлена практически вся география производства  самоваров: тульские, московские, ярославские, суксунские (по названию города в Пермском крае), слободские (из Вятки). Товары местного производителя, оказывается, тоже есть — сохранился оригинальный  самовар-кухня  для приготовления одновременно двух блюд. Его широко использовали в старых трактирах и харчевнях: хозяева, едва заслышав звон бубенцов, быстро кипятили воду, засыпали пельмени, картошку и встречали гостей свежеприготовленным обедом. Самый древний  самовар  в коллекции  невьянского   музея  относится к середине девятнадцатого века. Остаться без  самовара  было для наших предков сущим несчастьем. На Верх-Нейвинском заводе, например, этим пользовались сборщики налогов — за неуплату податей приказчики приходили в дом должников и скручивали верток с краника. Для неплательщиков девятнадцатого века это было пострашнее, чем отключение света для нынешних коммунальных должников. Подобрать нужную деталь не могли и спешили расплатиться по счетам, чтобы вернуть к жизни своего поильца.


 


 


 

Имеется табличка, что музей примет в дар 150-тый самовар, и имя дарителя будет увековечено.

На выходе  из музея есть сувенирная лавка с продукцией.

Спасо - Преображенский собор. Его стены помнят не только запах ладана и звуки молитв. В советское время в помещении храма собирали бомбы для оборонных заказов. Сейчас в соборе очень красивое убранство, в том числе фаянсовый иконостас.

И на прощание с Невьянском. Так выглядит исторический комплекс вместе.


 

По пути мы сделали остановку у самолёта (уж очень просили мальчишки) на улице Кирова, где расположен сквер авиаторов. Это  памятник   самолету  СУ-15, в честь  выпускников  Невьянского  аэроклуба, погибших в годы Великой Отечественной войны. Он был открыт 18 августа 1990 г. по инициативе ветеранов войны.


 

Невьянск  оставил приятное  впечатление, в кафе покормили вкусно и разнообразно. В город вернулись не поздно, дорога не утомляет, впечатлений много, нам очень всем понравилось. Так что, кто не бывал в  Невьянске  - не проезжайте мимо, сверните с  трассы, посмотрите на этот милый небольшой старинный город.

 

 


 

Теги: Тур - Плюс, Путешествие по Уралу, Невьянск, село Быньги, село Верхние Таволги, село Нижние Таволги

11 ноября 2011, 11:11    0    
СЫСЕРТЬ - ХОЛЗАН

В августе этого года мы с коллегами решили выбраться с детьми на природу. Наш выбор пал на небольшой городок Сысерть, расположенный в 40 километрах южнее Екатеринбурга. Это старинный, типичный уральский город. Известность ему принесло то, что здесь родился уральский писатель Павел Петрович Бажов, автор известной книги сказов «Малахитовая шкатулка».


 

Дом-музей П.П. Бажова - это усадьба его родителей, отца Петра Васильевича Бажова и матери Августы Степановны. Здесь в Сысерти 15 января 1879 года родился Павел Петрович. До году жил он в Сысерти, потом до пяти лет - в Северском заводе. С 6 до 11 - опять в Сысерти, потом в Полевском заводе - с 11 до 14, а с 14 до 17 - в Вершинке (Верх-Сысертский завод). Все эти места были заводами владельца Турчанинова (тем, кто читал бажовские сказы, знакома эта фамилия)

Семья часто переезжала из-за непростого характера отца, умевшего высмеять и раскритиковать начальство. Отец работал мастером на сварке, за свой острый язык получил прозвище "сверло". За "бунты" его переводили с завода на завод - "проветривали".

Усадьба принадлежала отцу, Петру Васильевичу, он купил дом для своей семьи. Здесь будущий писатель провел детские годы, здесь же живут герои автобиографической повести "Зеленая кобылка" - Петьша, Кольша и Егорша.


 

Жили Бажовы в достатке. В усадьбу по ул. Шиповка (сейчас ул. Володарского) входили большой дом на 6 окон вдоль улицы, надворные постройки - баня, конюшня, амбары, завозня, флигель. В этом флигеле и находится сейчас музей.

В 1897 году большой дом сгорел - Бажовы тогда "проветривались" в Полевском, а Павел учился в духовном училище в Екатеринбурге. Родители вернулись из Полевского уже к пожарищу, но восстанавливать большой дом не стали, а поселились во флигеле - малухе, как говорят на Урале. После смерти отца там жила одна мать до 1906 года - тогда П.П. Бажов забрал ее к себе в Екатеринбург, а усадьбу продали.

До 1979 года усадьба находилась в частном владении, но сохранились все надворные постройки. Было решено отреставрировать флигель и открыть музей П.П. Бажова.

Все постройки усадьбы соединены непрерывной крышей с трех сторон, а с четвертой надворье закрывает забор с воротами: большими для лошадей и малыми для людей.


 

Крыши покрыты железом, выделанным на Сысертских заводах, а сверху покрашены краской, приготовленной на основе малахитовой пудры.

Очень интересно, как мостили двор - огромными каменными плитами. Величина плит свидетельствовала о достатке хозяина. Плиты делали в карьере в три сезона: откалывали глыбы в карьере, обрабатывали и зимой везли по снегу.

Надворные постройки мы посмотрим позже, а сейчас идем в дом.


 

В сенях - коромысла. Коромысло — деревянная дуга с зарубками или крючками на концах для переноски ведер. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом. Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло - в правой.


 

Прихожая, а вот на вешалке - не сразу не угадаешь, что это. Это деревянный портфель, с которым Паша Бажов ходил в цифирную школу. Цифирная школа – школа с математическим уклоном.


 

Общий вид кухни, или как её называли, "куть" - кутный угол - место стряпухи у печи. Обстановка самая простая: лавка, узкий стол, в котором хранили посуду, залавок с домотканой скатертью, крынки, повседневный самовар, полка для посуды, печь. Теперь детали. Сечка – металлическое орудие с деревянной ручкой для рубки овощей, грибов, мяса в корыте. Сито – частое решето, в которое сеют, протирают. Лукошки или плетуха – небольшая ручная корзина из лубка или прутьев для ягод, грибов. Большие  - родителей, маленькие -  Паши Бажова. На полке посуда медная, берестяная, глиняная -  работы сысертских мастеров.


 

На скамье стоят утюги на углях. В старину утюги преимущественно изготовляли из чугуна. Для нагрева таких утюгов их ставили на печь либо в них клали горячие угли. По мере остывания  угли меняли на новые угли. В боковых стенках отверстия для улучшения тяги.


 

Печь  самое главное в кухне и доме - очаг, тепло, еда. На полу стоит тушилка для углей. Она представляет собой железный цилиндр на высоких ножках для тушения и хранения углей. Наполнят  тушилку  горячими берёзовыми  углями, закроют плотной крышкой и отставят. Через десять минут угли уже холодные.


 

С кухней соединен чулан - холодное помещение (в нем зимой хранили мясо, так там было холодно). В XIX веке в Сысерть приходили караваны верблюдов из Башкирии, привозили мясо в обмен на железо. В чулане хранили предметы не первой необходимости: крынки, мутовка, весы, мусятницы, ступа, форма для сырной пасхи с прорезными крестиками, означающими святое кушанье; жестяные банки из-под монпасье, детали ткацкого станка, клетки для ловли птиц.


 

К потолку привешена зыбка - кстати, пружина изготовления местных заводов. Зыбку подвешивали к потолку, когда в доме был грудной ребёнок, а когда он подрастал, эту зыбку убирали. Зыбка - предмет особый, её можно было передавать только по наследству и нельзя было продавать, чтобы "не перевёлся род". Зыбка играла большую роль в развитии ребенка - он привыкал к "качке" с младенчества и вестибулярный аппарат развивался и укреплялся. Многие сысертцы уходили в то время работать  во флот.


 

Из чулана возвращаемся к кухне, и от нее идем в горницу, самую большую комнату в доме, светлую и  чистую. В ней обязателен "красный угол". В нем висят икона, лампада и полотенце работы Августы Степановны, матери писателя, замечательной кружевницы. На окнах - шторы, повешенные "штанами". На столе филейная скатерть, самовар праздничный.


 

Справа - старинный бабушкин комод.


 

Кровать "в полном уборе" с периной, покрывалом, подзор под покрывалом кружевной, наволочки с прошвами кружевными, накидка кружевная. Слева от кровати - горка сундуков, в которых хранили приданое. Справа от сундуков - прялка. На полу сапоги местного пошива - в Сысерти народ чеботарил. У Бажовых, кстати, в завозне тоже стоит чеботарный станок.


 

Над кроватью - портреты Бажовых. На стене - одежда родителей.


 

Показать все, что видели в надворных постройках, невозможно. Там очень много всего интересного. Поэтому самое примечательное.

Амбар - это помещение, где хранились всевозможные запасы. Там расположены лари для хранения зерна, пудовки - мерки, которыми мерили сыпучие продукты. Жернова ручные, на которых молоди зерно, цепи для обмолачивания зерна. 

Кросны - ткацкий станок - стоит в амбаре. На нём работала мать П.П. Бажова.


 

Плетеные корзины с бутылями для масла и керосина, ларь для хранения зерна, напольные весы.


 

Завозня (от слова "возить" или "завозить") - помещение с широкими, как ворота, дверями, чтобы туда смогли заехать сани-розвальни. Здесь стоят сани-розвальни, телега, в которую летом запрягали лошадь. Много инструмента, который использовали по хозяйству: точила, весы, гири, инструменты для косьбы: литовка, вилы, деревянные грабли, ручной плуг, кайло; кованые предметы: скобы, гвозди; ключи, замки, цепи.


 


 

Там же сейчас демонстрируется хозяйственный инструмент - слесарный, плотничкий, чеботарный, инструмент для косьбы, весы напольные. На фото – гвоздь.


 

Баня в усадьбе с полутеплым предбанником и вместительным помещением для мытья. Есть печь с "поддавалом" - отверстием для пара.


 

Широкий полок с ушатам, шайками и вениками - березовыми, хвойными и из крапивы для лечебных целей.


 

Конюшня у Бажовых была большая, в хозяйстве была корова, овцы, домашняя птица. Строить конюшню не начинали, пока все не было продумано до мельчайших деталей. Над конюшней расположен сеновал, где устроен проем для подачи сена, которое насыпали в ясли. Пол конюшни низкий и имеет уклон к огороду. Между стеной и полом была щель, в которую выталкивали навоз. Сейчас в конюшне находится лошадиная упряжь: дуга, хомут, уздечка, седло крестьянское; ясли-кормушка для скота. Здесь также находятся салазки и ледянки. Салазки - это небольшие ручные санки, деревянные с металлическими полозьями, на них катались с гор. А ледянки - это доска (скейтборд), нижнюю сторону которой намазывали навозом и сеном и обливали водой. Получалась очень прочная ледяная корка, которая долго не скалывалась; ледянки катились с горки с невероятной скоростью.


 


 


 

В музее мы пробыли довольно долго - очень интересно рассказывала молоденькая и приветливая девушка-экскурсовод. Экскурсия по дому и приусадебным постройкам (хлев, сарай, амбар, конюшня) легкая и познавательная. Большая часть экскурсии проходит на свежем воздухе.

А потом, попрощавшись с музеем, мы поехали в центр по мониторингу и реабилитации хищных птиц "Холзан". "Холзан" - это тюркское название орла-беркута. Питомник занимается лечением и реабилитацией хищных птиц. Первая птица попала к хозяевам питомника в 2000 году, а в 2003 г. начали строить первые вольеры.

Питомцы прибывают в "Холзан" из самых разных регионов России - с Урала, с севера, с Кавказа. Кого-то подстрелили браконьеры, а потом егеря передали на лечение в "Холзан". Есть птица из Пермского зоопарка, где специалисты не справились с лечением - и теперь она на "санаторном лечении" в "Холзане". Есть ястреб, налетевший на провода ЛЭП. Есть коршун, который при виде людей притворяется мертвым - после пережитого стресса. Есть сбитые машиной птицы, есть "спасенные" людьми (многих сов, к примеру, люди приносят с болот - и зря) - всех их несут в "Холзан".

По возможности после лечения птиц выпускают на волю. Но выпустить можно не всех. У кого-то так и остается нерабочим крыло, кто-то уже не сможет в природе добывать себе пропитание, привыкнув к человеку. А кое-кто и не хочет улетать, так хорошо ему в "Холзане" - как уральская длиннохвостая неясыть Пухля, которую выпустили на волю, а через 3 дня она вернулась в вольер.

Но у тех, кто не может адаптироваться в природных условиях после травм, появляется потомство. Птенцы растут в условиях, очень близких к природным, учатся охотиться, добывать себе пищу, не привыкают к человеку - и работники питомника выпускают их на волю, когда они подрастают.

Кроме этого, "Холзан" занимается разведением и продажей птенцов сокола-балобана - им отведен самый большой вольер, где сейчас живут около 20 птенцов. А одна из подросших птиц на дежурстве в отдельном вольере - фотографируется с посетителями.

Филин Буба с больным глазом - болезнь развилась в результате реакции на лекарства. А супругу его зовут Хуба. "Буба" - имя придумано от латинского названия филинов Bubo-bubo.

Поворот головы у филинов - 270 градусов. Поэтому Буба на нас смотрел, сидя к жене спиной, а делился впечатлениями о нас, поворачивая к ней голову назад без затруднения. Очень удобно!

А вот зрение у филинов совершенно уникальное - черно-белое, но очень контрастное. Филин может ночью разглядеть мышь с расстояния 1,5 км при свете звезд и луны.


 

Это бородатая неясыть - одна из немногих сов, охотящихся не ночью, а в сумерках или днем.


 


 

Коршун, который пережил какой-то стресс, связанный с людьми - при виде человека он моментально притворяется мертвым. Мы стояли недалеко от его вольера довольно долго, рассматривали сов, павлинов, канюков - а он так и лежал совершенно неподвижно.


 

Есть и закрытые вольеры, куда не заходят не только посетители "Холзана", но даже и сотрудники, чтобы не тревожить птиц. Там выводятся птенцы.

После экскурсии по вольерам мы пошли в охотничий домик перекусить. Хозяева накрыли стол - чай с сушками, мы достали свои припасы. А еще для желающих предлагается беседка с барбекю, где можно пожарить свое мясо и сосиски, что мы и сделали.

Во время отдыха в домике мы посмотрели фильм о хищных птицах на большом экране.

А потом вышли фотографироваться с соколом-балобаном. После фотосессии мы купили на память книжку о соколах, буклет о центре "Холзан" и открытки, и попрощались с гостеприимными хозяевами. Нас провожала собака породы борзая Люся.

Место это очень интересное, нам понравилось всем. Воздух там пьяняще свежий - питомник находится в сосновом лесу. Осенью-зимой они еще демонстрируют полет и охоту сокола, а мы не попали - соколы еще совсем молодые и необученные.


 

Экскурсию мы заказали у туристической компании «Тур - Плюс». Вот такая у нас была поездка выходного дня!

 

 

 

 


 

Теги: Тур - Плюс, Путешествие по Уралу, Сысерть, Холзан