Блог ведет Traveler
Туры выходного дня по Уралу - самая лучшая возможность внести немного разнообразия в повседневность трудовой жизни, не отходя, при этом, от важных дел.
Май 1
Сентябрь 3
Январь 1
Октябрь 2
Сентябрь 1
Июль 4
Июнь 1
Апрель 3
Март 1
Ноябрь 1
Декабрь 3
Сентябрь 1
Август 3
Июнь 1
Май 3
Февраль 1
Январь 2
Декабрь 1
Ноябрь 1
Кузебай Герд — Кузьма Павлович Чайников (1898—1937).
Поэт и прозаик, драматург, общественный деятель, фольклорист и этнограф, актер и педагог, музыковед и переводчик.
Ряд значительных художественных произведений создал еще до революции.
Итогом развития социальной и художественной мысли в удмуртском движении до революции по праву считается стихотворение Кузебая Герда «Золотое солнце взойдет» («Зарни шунды жужалоз»). Оно, положенное на музыку самого же автора, исполнялось молодежью в качестве национального гимна.
Кузебай Герд репрессирован одним из первых в среде удмуртской интеллигенции - в 1932г. В 1937г. расстрелян. Реабилитирован в 1958г.
В 2000 году Национальному музею Удмуртской республики было присвоено имя Кузебая Герда.
2 ноября 2005 года перед центральным входом в Национальный музей был установлен памятник Герду К.
Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда.
Музей располагается в здании Арсенала Ижевского оружейного завода, памятнике промышленной архитектуры XIX века.
Мы посетили уникальную выставку «Планета «ИЖ»: моторы и люди» в Национальном музее Удмуртской Республики им. К.Герда, посвященную 80-летию начала серийного производства мотоциклов в Ижевске. Узнали об истории создания первых советских мотоциклов, познакомились с уникальными экспонатами музея - ижевскими мотоциклами 1930-х — 1990-х годов, посидели за рулем раритетного мотоцикла ИЖ-7 - первого серийного советского мотоцикла.
Там же в музее мы посетили выставку «Быт народов края».
Гордость коллекции:
— вышитые рубахи чепецких удмурток,
— яркие пестрядинные рубашки, фартуки и головные полотенца южных удмурток,
— отличающаяся своеобразием одежда удмуртов центральных районов республики.
В музее хранятся также женские кафтаны с длинными ложными рукавами и платки-покрывала с черной ковровой вышивкой завятских удмуртов, старинные свадебные пояса «зар» с вышитым "древом жизни".
Выставка даёт представление о природе и истории края, являющегося исторической прародиной финно-угорских народов. Этническая история проживающих в республике удмуртов, русских, марийцев и татар представлена в богатых коллекциях и музейных комплексах национальной одежды, утвари и других предметах, рассказывающих о жизни, обычаях и обрядах, религии народов края. Удмурты — один из немногих народов мира, сохраняющих язычество.
«История и культура края VIII в. до н. э. – XX в занимает четыре зала, и является результатом огромной кропотливой работы коллектива музея в течение 15 лет. На выставке представлены интереснейшие экспонаты из богатейшей коллекции предметов археологии и этнографии.
Свято - Михайловский собор - один из крупнейших и красивейших соборов Ижевска, был возведен в течение 1897-1907 гг. на самой большой возвышенности Ижевска.
Экскурсия в национальный центр ремесел и в музей Лудорвай - архитектурно-этнографический музей-заповедник под открытым небом, рассказывающий о жизни удмуртов, об их традициях и обычаях.
Музей состоит из 5 секторов: северных, центральных и южных удмуртов, русского и татарского.
Основной принцип застройки — создание микросел, где представлены культовые и общественные застройки.
Хронологические рамки экспозиции — кон. XIX- нач. XX вв.
Ветряная мельница к.XIX-н.XX века. Причем это настоящая действующая мельница, а не стилизованная под нее постройка. Эта трехэтажная махина, высотой 11 метров, стоит на самой высокой точке музея-заповедника и открыта всем ветрам. Ее построил в 1912 году житель деревни Чем-Куюк Малмыжского уезда Вятской губернии (ныне Алнашский район УР) Федор Ефимович Драгомиров. В 1992 году ее разобрали по бревнышку и перевезли в будущий музей «Лудорвай». Но и сейчас красавица-мельница не «на пенсии», она визитная карточка заповедника, а по праздникам ее приводят в движение, молют муку, из которой тут же пекут вкуснейшие перепечи и угощают гостей...
Есть в Лудорвае и сказочное место – два родника с живой и мертвой водой, к ним ведет деревянная лестница. В живом роднике ручеек бежит бурно, вода журчит звонко, в мертвом роднике ручеек еле-еле движется, образуя тихие заводи. Через несколько шагов два ручейка сливаются в один ручей, через него перекинут мостик-беседка. По этому мостику любящий мужчина должен перенести на руках свою возлюбленную.
Баня по-чёрному. Интерьер древней бани по-чёрному отличается от современной бани очагом, выложенным из крупных булыжников плюс нет дымохода. В Лудорвае две бани: одна – музейный экспонат (см. фото), другая действующая, обычная, но очень влажная. Но какой бы ни была баня, древняя или современная, в ней всегда живёт банщик. И он не любит, когда в баню приходят после полуночи. Может рассердиться, беду накликать или сильно напугать. Так что аккуратнее с банями.
Крыша, опирающаяся на естественные сучья.
В уголке слева (немножко видно) этого деревянного ансамбля пристроилось небольшое и очень невзрачное сооружение, на деле являющееся ценнейшим экспонатом музея.
Это – куала, представляющая собой семейную языческую молельню. Такие были в каждой удмуртской усадьбе, молились в них всей семьей, а летом готовили пищу. Это помещение не имело окон, но благодаря устроенной особым образом крыше там всегда светло. Существовали так же бадзым куалы, или родовые молельни, куда съезжался по особым случаям весь род. Центральное место в куале отведено очагу, как символу семьи, там готовили пищу, при этом относились к этому процессу как к священному таинству, даже было запрещено выносить из куалы еду и посуду. Котел подвешивался над очагом на специальном деревянном крюке, который также был священным для удмуртов. Что удивительно – находясь в опасной близости от открытого огня очага, эти крюки никогда не загорались, огонь им был нипочем, а стены куалы, несмотря на долгую службу, никогда не покрывались копотью! Видимо благодаря хитростям древних строителей и особой конструкции крыши, обеспечивающей идеальную вытяжку и в то же время освещение. Над очагом на специальной полочке располагались предметы (это могли быть беличий хвост, крыло рябчика или рыбий скелет), они олицетворяли семейного божка воршуда (в переводе значит "хранитель счастья"), ему и адресовались молитвы.
Усадьба центральных удмуртов. Изба (корка). Красный угол.
Покидаем гостеприимный Лудорвай и переезжаем в город Ижевск.
Памятник крокодилу. Планировалось, что новый памятник будет иметь юмористический смысл, должен был «очеловечить» безликость города, стать его неофициальным символом. Выбор крокодила в качестве символа неслучаен. В начале двадцатого века существовала легенда о крокодилах, обитавших в городских речках Карлутке и Подборёнке. Сообщение об этом будто бы имевшем место случае было опубликовано в приложении к «Вятским губернским ведомостям» 15 июля 1899 года. Возможно также, что само название реки Иж (удм. Оӵ) восходит к имени мифического водяного ящера. Вторая версия связана с тем, что до революции лучшие заводские мастеровые удостаивались звания кафтанщиков, награждались за счёт казны зелёным долгополым кафтаном и высоким цилиндром, за что в народе получали прозвище «крокодилы».
Памятник «Дружба народов» (также употребляется название «Навеки с Россией») — монумент, посвящённый 400-летию вхождения Удмуртии в состав России, открытый в 1972 году. Монумент «Дружбы народов» по праву можно считать символом города Ижевска и Удмуртии в целом.
Две стелы высотой в 46 метров в виде полураскрытой книги были установлены на берегу Ижевского пруда. С лицевой стороны монумента изображены скульптурные композиции кузнеца, воина и женщин объединенных стран, а с обратной установлен рельеф с геральдическими символами России и Удмуртии. При тщательном рассмотрении на пилонах можно прочитать надпись восхваляющую дружбу русских и удмуртов на двух языках.
Монумент имеет неофициальное название «Лыжи Кулаковой», так как по форме напоминает поставленную вертикально пару лыж и был открыт незадолго до того, как прославленная лыжница, жительница Ижевска, Галина Алексеевна Кулакова завоевала 3 олимпийских золотых медали в лыжных гонках на олимпиаде в Саппоро. Согласно народному поверью, если стоя лицом к монументу и пруду мысленно три раза задать вопрос, то придёт понимание, как поступать.
Монумент сыграл важную роль в строительстве набережной, централизовав вокруг себя весь ансамбль. В результате реконструкции прилагающая территория была кардинально изменена и облагорожена. Так же было установлено ночное освещение, делая набережную и поднимающуюся каскадную лестницу к монументу комфортной и красивой в тёмное время суток.
Напротив старинной башни на плотине Ижевского пруда на постаменте стоит бюст человека в мундире из александровских времён, на груди которого висит орден Анны, а через плечо перекинута лента. Из надписи можно узнать, что каменное изваяние является данью потомков Андрею Федоровичу Дерябину, строителю Ижевского оружейного завода, работа которого превратила город в оружейную столицу.
А. Ф. Дерябин оставил большой след в истории русской техники и промышленности. Родившись в семье сельского священника на Урале, он провёл детство среди бывалых горщиков и их рассказов о сокровищах «Каменного пояса». Поэтому после окончания семинарии любознательный юноша отправился в Петербург и окончил там горное училище. Спустя некоторое время Дерябин посетил рудники и фабрики Англии, Франции и Германии. Эта поездка расширила его кругозор и подарила новые знания. Благодаря новым умениям на родине молодой инженер быстро выдвинулся.
Из-за военной угрозы со стороны Франции русское правительство решило построить на Урале новый оружейный завод. Предпочтение было отдано проекту Дерябина. Он предлагал создать завод на базе старого железоковательного завода на реке Иже.
Самое высокое здание слева - старое здание Ижевского машиностроительного завода (Ижмаша), того самого, оружейного, где производится автомат Калашникова. Завод выпускал все виды стрелкового оружия 19-го и 20-го столетий. За время Второй мировой войны завод выпустил 11,3 млн. винтовок и карабинов - больше, чем всеми заводами Германии (10,3млн.). Кроме того, было освоено массовое производство противотанковых ружей, авиационных пулемётов, авиационных пушек, пистолетов и револьверов. "Ижмаш" за сутки оснащал своей продукцией одну стрелковую и одну авиационную дивизии.
Так закончился наш второй день путешествия.
Третий день путешествия: http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6116/
Тур "Большое Кольцо Урала" – Запад
В прошлом году мы совершили "музейно-исторический" тур в западную часть Урала - в Удмуртию, который состоялся в летний сезон, а именно 09 - 12 июля 2013 г.
В ходе тура «Большое кольцо Урала»- Запад 4 дня/ 3 ночи мы посетили города: Пермь, Нытва, Очер, Дебесы, Ижевск, Италмас, Воткинск, Чайковский, Оса. Познакомились с достопримечательностями этих городов, смогли насладиться красотами Западного Урала, а также побывали в различных музеях, прошли Кандальный путь по Сибирскому тракту и встретились с императрицей.
Итак, 1 день путешествия.
Наш маршрут начался в городе Пермь. Посадка в автобус и мы переезжаем в пермский город Нытва, в единственный в мире музей Ложки.
В музее собрана уникальная коллекция ложек. Она насчитывает около 2500 единиц хранения. Гордость коллекции – ложки из 69 стран мира.
Главная особенность коллекции – наличие в ней ложек, предназначенных не только для еды, назначение которых выходит за рамки общепринятого взгляда на этот предмет древнейший предмет материальной культуры человека.
Вторая особенность связана с тем, что в коллекции представлены ложки разных заводов изготовителей.
Коллекция представлена ложками из разнообразных материалов – нержавеющей стали, алюминия, мельхиора, меди, дерева, керамики, пластмассы, пластика, кокоса, перламутра, силикона.
И создан Музей ложки не случайно, потому что именно здесь изготавливаются ложки. В том числе и для Олимпиады-80, загляните на кухню, наверняка у вас имеется дома «привет из Нытвы» в идее ложки. Нытвенский медеплавильный завод, который является солидным российским предприятием, спонсировал его создание. Ложка для Нытвы – уже давно стала брендом, нытвенские ложки известны по всей России и за рубежом.
В самом начале экспозиции мы встречаемся с пермским звериным стилем, оказывается, он широко использовался в ложкоделии. На небольших ложках - филин, на средних человек-лось (хранитель тайги). Широко была известна так называемая культовая ложка, женщины детородного возраста носили её на поясе, как оберег от злых духов.
Существовали копоушки - ложки для чистки ушей.
Ложки делились на мужские и женские, мужчины не имели права кушать женскими, чтобы не узнать чужие секреты, а мужские ложки использовались во время гаданий.
Чужой ложкой нельзя было есть «чужой ложкой есть - обжорство нагонять».
Делились ложки на «баские, праздничные, красные», отсюда пожелание «Живите на красную ложку».
Бабские ложки использовались для готовки еды, а ещё существовали уличные (для соления капусты)
На Урале был обычай, на 40-вой день поминая усопшего раздавать ложки на память.
В коллекции имеются ложки расписанные известными людьми пермского края ( и не только). Интересно, что каждый вкладывает в свою ложку особый смысл.
А сколько Вы знаете пословиц и поговорок, примет, синонимов, а также загадок и скороговорок, связанных с ложкой?
Любопытны и старинные названия ложки: возилка, долгоносска, бутырка, загибка, карабка, долгогоренка, киржанка, кокофка, копалка, коренушка, крестофка, лапешка, латочек, лузка, налифка, насадка, рыбка, серебрушка, абирка, хлебалка, шевырка, шалаболка. Можно долго их перечислять.
Ложечка моя желобовыгибистая с переподвыподвертом сиреневенькая!!!
Ложкой в край посуды стучать — к ссоре.
Я похожа чуть-чуть на лопатку, На весло я похожа немножко, Помогаю есть кашу ребяткам, А сестра у меня - поварёшка.
Бабка с кашкой, а дед с ложкой.
Шел лысый Лёшка с ложкой, слушал Лёшка лисий шорох, Но услышал Лёшка лысый лишь лисят клычливых шум, Лег на луг лишившись ложки.
Упавшая со стола ложка — примета, сулящая приход гостей. Если таковой не входит в планы хозяев — им следует этой ложкой постучать несколько раз по полу.
Маленький черпачок, Красненький колпачок, Три раза в день берётся И опять на место кладётся. Поцелую, полижу и опять положу.
Ложка дёгтю в бочку мёду.
На рынке Кирилл ложку и кружку купил.
Ложку забыть на столе – к гостю. Ложку уронить – к приходу женщины.
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот
- Открывай пошире рот.
Ложка в бане не посуда, девка бабе не подруга.
Сложила кашу в ложку И накормила нашу кошку.
Видеть или пользоваться во сне ложками - добрый знак.
Если я пуста бываю, Про тебя я забываю, Но когда несу еду - Мимо рта я не пройду.
Если я пуста бываю, Про тебя я забываю, Но когда несу еду - Мимо рта я не пройду.
В ложке у Антошки кашки немножко, а в ложке у Тимошки немножко картошки.
Если человек не вынимает ложку из кружки чая, то значит он русский.
Без неё нам суп не съесть, Она в каждом доме есть, В руку мы её берём, С супом в рот себе несём.
Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.
На дорожках дрожки,
В дрожках кошки и блошки,
У кошек ложки,
У блошек сапожки.
Не принято дарить на свадьбу вилки, ложки и ножи. Такой подарок считается плохой приметой.
По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот.
Через час по чайной ложке.
Шесть тараканов с крошкой прошлись по ложке с плошкой.
Ну и напоследок напутствие от предков: "Живите на красную ложку!" означает пожелание жить хлебосольно, зажиточно, радостно или на современный лад: «Чтобы ложками икру Красно-чёрную вы ели, Чтоб на море вы в жару Животы и ноги грели!».
Экскурсия была очень информативной, всё в одной голове унести не удалось, да и не зачем, на ложечки нужно смотреть, чувствовать их энергетику. На память мы купили себе простые деревянные ложки, чтобы на досуге попробовать расписать её на свой вкус и цвет.
Музей ложек находится в здании Нытвинского историко-краеведческого музея. Нытвенский историко-краеведческий музей открыт в 1958 г., в честь 200-летия металлургического завода. Основатель музея – Сонин Павел Семенович, аспирант, выпускник МГУ. Под его руководством юные краеведы, взрослые единомышленники собирали старинные предметы, обихода, одежду, оружие, монеты. До сих пор они составляют наиболее ценную часть фондов.
Сегодня собрание музея насчитывает 15 000 единиц хранения.
Значительное место занимают: документальный фонд Нытвенской волости Х1Х в. и Нытвенского района конца ХХ в; архив Нытвенского металлургического завода, изделия из металла. Диорама «Нытвенская ярмарка» стала украшением музея.
Покидаем город Нытва и переезжаем в город Очёр.
Здесь нас ожидала экскурсия в Очерский краеведческий музей им. А. В. Нецветаева . Мы увидели "Парк пермского периода" - звероящеры, которые обитали на Земле более 230 млн. лет назад. Познакомились с «Эстиком» — Эстемменозухом — самым известным очерским звероящером! Узнали историю первого на Урале крепостного театра.
Когда мы приехали, то сразу спросили: «А где тут у вас парк Пермского периода?» Хотя он появился в Очере недавно, о нем многие слышали. И все же экскурсия для гостей начинается не с парка, а с краеведческого музея. Чтобы стало понятно, почему именно в Очёре, а не в другом месте Прикамья, наглядно представлен пермский геологический период.
Здесь нашли кладбище ящеров. Возле Очера, рядом с деревней Ежово, в 1950-х годах прошлого века нашли на глубине 15 м гигантское кладбище ящеров, которые жили здесь 250 млн лет назад — в пермский геологический период.
Нашли его, можно сказать, случайно. Любопытный мальчишка из деревни Ежово, что недалеко от Очера, еще до войны подбирал зеленые камешки. Когда Павел Касьянов стал учиться в Пермском пединституте, показал эти камешки своему преподавателю П.М. Рыжкову. Зеленые камни оказались редким минералом - волконскоитом. На его раскопках на местах залегания минерала были обнаружены кости древних ящеров. Ефремов, Чудинов, Ожгибесов – светила мировой палеонтологии признавались в те годы, что вряд ли в ближайшее время найдется что-то лучшее, чем очерские (ежовские) раскопки. Волконскоит вывезли весь, найденные скелеты древних животных упаковали и отправили в столицу. А Очер с того времени прочно связан с этим событием – обнаружением звероящеров.
Экспозиция «Пермский период на Очёрской земле».
Путешествие по Очерскому музею начинается с экспозиции: « Пермский период на Очерской земле», где показана флора: окаменевшие стволы вальхий – первых хвойных деревьев на земле, отпечатки листьев хвощей и гинкгового дерева, морские окаменелости. Диорама раскрывает условия формирования «кладбища» древних звероящеров. Главным героем диорамы является титанофонеус – огромный ящер, который двигает головой, глазами и издает рычание, чем вызывает восторг детей.
В экспозиции «Древнее население земли очерской» можно увидеть зуб мамонта (вес 7 кг 400 кг), череп шерстистого носорога, бивень мамонта.
Интересно посмотреть на каменные топоры, оставленные в долине реки Очер мигрантами с берегов Каспийского моря 4,5 тысяч лет назад. Редкая для Прикамья глиняная голубая с желтыми глазками бусина из Древнего Египта соседствует с бронзовыми украшениями местных мастеров, орудиями труда и охоты местного древнего населения.
Экспозиции «Крестьянский мир» и "Мы родом из СССР".
Показана тесная связь материальной и духовной культуры Очерского крестьянства (и мастеровых) XVIII-ХХ вв.
Коллектив музея стремился передать, что крестьянский быт – не только утварь предметы обихода, а изба – не просто некое организованное пространство и его убранство, а традиции, обряды, воспитание, мифология. Это был целый мир, единый и самодостаточный, стремительно уходящий от нас всё дальше и дальше в прошлое. Особенностью экспозиции является то, что посетитель находится как бы внутри её, внутри «крестьянской избы», внутри «двора». Тут он узнаёт о традиционном четырёхчастном делении крестьянской избы – на мужскую и женские лавки, печной и красный угол. В каждой из этих частей есть предметы, только для неё характерные, есть и вовсе уникальные, присущие населению именно этой территории в прошлом.
Экспозиция «Ожившее наследие».
Создана и открыта к 200-летнему юбилею Очёрского театра.
Экспозиционный зал выдержан в торжественной красно-белой гамме и стилизованной под театральный - со сценой, рядами «партера», «ложами»-витринами и «балконами» с «публикой»-манекенами, в соответствии с описанием конца XIX века. Материалы экспозиции показывают этапы становления и развития музыкальной культуры и театра в Очёре. Вот старообрядческая нотная запись «крюками», а рядом приветливо наклонился ярмарочный Петрушка. Вот здесь вы узнаете о том, что Очёрский театр – зачинатель оперного искусства на Урале, а там показано место «комедийного сарая» в старом Очёре. Многочисленные афиши дают представление о предпочтениях режиссёров-постановщиков и очёрской публики, а документы Общества семейных вечеров – об его многогранной культурно-просветительской деятельности. Коллекция музыкальных инструментов, граммофон, пластинки, партитуры свидетельствуют о неизменном интересе очёрцев к театру, музыке, а фотографии театральных постановок и концертов - о многих талантливых земляках прошлых лет.
Прекрасная панорама города открывается со смотровой площадки Очерского краеведческого музея.
Парк Пермского периода. На примузейной территории располагается детский парк Пермского периода - это продолжение экспозиций музея. Парк разбит на три зоны. Первая – тихая – место отдыха людей старшего поколения. Вторая зона с детскими сооружениями, обеспечивающая активный отдых детей до 4-х лет. Третья зона, самая насыщенная аттракционами, интересна дошкольникам и детям младшего школьного возраста.
В парке расположены фигуры звероящеров: ивантозавр, эстемменозух, биармозух, археосидон, аноплозух, эотитанозух. А также стрелецкий острожок – копия первого поселения на реке Очер.
Единственные на Урале знаменитые чугунные солнечные часы (1885 год). Часы расположены в историческом центре Очера и показывают местное солнечное время.
Храм во имя архистратига Михаила, которому недавно исполнилось 170 лет.
Решетка ворот церкви Михаила Архангела в Очере. Ворота, вырезанные из единого металлического куска.
Бело-голубое здание, похожее на старинную усадьбу - Музей.
Березовая аллея на плотине Очерского пруда - любимое место прогулок очерцев, в народе ее называют "аллеей свиданий". Кстати, эта аллея была посажена в 1883 году под руководством учителя Алексея Голубева.
Очёрский пруд создан в 1761 г. В него впадают реки Лужковая, Травинистая, Черная, Березовка. Близ левого берега имеется остров.
Гора Кокуй – палеонтологический памятник регионального значения - «Окаменевший лес». Кокуйское местонахождение пермской флоры (гора Кокуй) расположено в черте города Очёр на правом берегу р. Очёр. Находки окаменевших деревьев были обнаружены при расширении дороги в 80-е годы 20 века. Вероятно, здесь протекал древний речной поток, в илистых отложениях которого застревали обломки деревьев, кустарника, листья. Позднейшие глобальные геологические изменения привели к подъёму суши и замещению органического вещества растений минералами. В результате всех метаморфоз на обнажениях горы четко фиксируется «окаменевший лес» пермского периода. Большинство находок относится к первым на земле хвойным деревьям - вальхиям. Они были до 10 м в высоту и до 20-40 см в обхвате. Кроме вальхий попадаются обломки хвощевидных и папоротниковых растений, которые достигали значительных размеров.
Здесь мы взяли на память кусочек "древнего окаменелого леса".
Переезжаем в г.Дебесы (Удмуртия).
Знакомство с Удмуртией начинается с истории великого почтового, торгового и кандального пути - Сибирского тракта в 18 - 19 вв. Это единственный в России музей одной из самых длинных дорог в мире!
Экскурсия к памятному знаку в месте пересечения северной и южной дорог Сибирского тракта.
Наиболее известен природный памятник района – гора Байгурезь. Высота горы 251 метр над уровнем моря.
До наших дней дошло множество легенд о происхождении названия этой горы. У горы Байгурезь было два «имени». Первое – Байгурезь. Его знали и знают все. В переводе с удмуртского оно значит «богатая гора». Она богата удивительно прекрасными видами, открывающимися с её вершины, своей природной красотой и своим историческим прошлым. Неслучайно в конце 1970-х годов она получила официальный статус природного памятника Удмуртской Республики.
Второе название - Бакгурезь, что означает «немая гора».По легенде давным-давно у подножия горы стояла водяная мельница. Хозяин - мельник был очень богатым человеком. У него была единственная дочь. Пришла пора выдавать девушку замуж. Кинул он клич, что дочь свою отдаст только за того человека, который поднимется на гору по самому крутояру. Никто из молодцев не мог покорить гордую гору, потому что не знали, что у духа горы нужно благословения попросить. А в одной из окрестных деревень жил юноша. Человеком он был ловким, красивым и умным. Он пас коров и овец, но был глухонемым. Вот пришёл он к мельнику и попросил руки его дочери. Мельник указал на гору. Попросив благословения у духа горы, юноша быстро забрался на гору и произошло чудесное обретение дара речи. Такое могло совершиться только в месяце инвожо - июне (удмуртское «ин» - небо, «вожо» - переход; изменение), в дни летнего солнцестояния – вожодыр («переходное время»). И мельнику ничего не оставалось делать, как отдать ему в жёны единственную дочь и богатое приданное.
«Дебёсский районный Дом ремесел».
Дебесская земля с незапамятных времен была широко известна мастерством своих жителей по изготовлению различных товаров для быта. В советский период народные промыслы были почти забыты. Их возрождение началось в 1992г., когда по решению райисполкома в Дебесах был открыт Центр ДПИ и Р основателем которого стал М.П.Николаев. Работать начинали на одном энтузиазме. Но шло время, росло мастерство. И в настоящее время Дебесский Дом ремесел входит в пятерку лучших в Удмуртии. Дебесские умельцы и мастера представляют этнически узнаваемые, используемые в быту и в качестве сувениров изделия. Ведется работа по 15 направлениям ДПИ: художественная обработка бересты., художественное плетение из лозы, керамика, художественная обработка соломки, лоскутное шитье, художественная роспись по дереву, роспись по ткани (Батик), гобелен, узорное ручное ткачество, национальная вышивка, разработка национального костюма, народная игрушка, столярно-токарное ремесло, бондарное ремесло, узорное вязание, обработка войлока.
Под Сибирским трактом закрепилось название самой длинной в мире дороги, проходящей почти по всей территории России от Санкт-Петербурга и Москвы на западе и до гг. Охотск, Кяхта и Чита на востоке. В народе тракт имеет ещё несколько названий: "великий кандальный путь", "государева дорога", "Екатерининский тракт".
Тракт начал прокладываться с начала XVIII века (с сенатского указа 1733 года) для связи Центральной России с Сибирью и Дальним Востоком.
Цель музея - воссоздать и показать историю великого почтового, торгового и кандального пути. В экспозиции рассказывается о нелегком быте шедших по этапу, в целом о дороге, которая веками соединяла восточные и западные области России, история района. Экскурсовод поведал нам о судьбах самых разных людей – первопроходцев, служилых, купцов и путешественников, что следовали «государевой» дорогой по своей и не своей воле. В музее собраны и мифологические истории, прочно осевшие в сознании местных жителей. Они утверждают, что по Сибирскому тракту некогда проезжала Екатерина II. Свой чепец в реку уронила – отсюда река Чепца. Хоть и неизвестен этот факт исторической науке, здесь «помнят», что карета у нее поломалась, и деревню на месте поломки назвали Полом. В бане императрица мылась не где-нибудь, а в деревне, называющейся Бани. А где вдыхала чудесный местный воздух, там появилась деревня с иноземным названием Озон. Есть в музее и материалы, посвященные ямской гоньбе, коллекция бубенцов и поддужных колокольчиков. Музей имеет открытую площадку на территории села - восстановленный участок Сибирского тракта с «екатерининскими» берёзами вдоль обочин.
Данный музейный комплекс - уникален. Это единственный в России музей одной из самых длинных дорог в мире.
Второй день путешествия: http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/6116/
С 29 июня по 6 июля 2013 года в городе Кунгуре Пермского края прошла 12-я «Небесная ярмарка Урала-2013».
Около 30 тепловых аэростатов, десятки парапланеристов и дельталетов участвовали в этом событии.
Фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка» родился в Кунгуре в 2001году и ежегодно проводится в начале июля уже несколько лет. Это не только зрелищное шоу продолжительностью в неделю, когда над небольшим старинным городком в небо взмывают десятки аэростатов, но и возможность поучаствовать в «Воздушных баталиях» - специальных военных играх в составе команды пилота или наземной армии, экипажи соревнуются на точность приземления и высоту полета.
Человек, впервые поднявшийся в воздух в корзине воздушного шара, испытывает чувство, ни на что не похожее. Восторг бытия, цельность мира, единство человека со всем живым - почти забытые людьми ощущения - отличают воздухоплавание на шарах от других видов авиации.
"Воздушные баталии" – это командные соревнования аэронавтов. Все участники баталий делятся на несколько команд (число команд зависит от численности аэронавтов). Каждый день с 1 по 4 июля 2013 года утром и вечером главнокомандующие армий получали задания. Их суть заключалась в завоевании боевых целей: городских стадионов, площадей, мостов, телеграфа и даже единственного танка, стоящего на площади в самом центре города. Стоит сказать, что оружием завоевателей являются маркеры (цветные мешочки с песком) с прикрепленной к ним лентой цвета армии. Этим оружием аэронавты поражают заявленные цели: территория считается завоеванной, если пилот попал в специально очерченный круг диаметром не более пяти метров. Отметим, что самым сложным заданием среди пилотов считается завоевание танка. Так, 22 аэростата каждый день завоевывали Кунгур. Горожане были только рады от того, что ежедневно могу наблюдать как над их городам парят аэростаты.
А 5 июля 22 экипажа из России, Латвии, Германии, Франции, Японии совершили уникальный перелет, который состоялся в районе города Первоуральска, где находится стела с линией границы Европа - Азия.
В этом году турфирма «Тур-Плюс» организовывала поездку на открытие фестиваля воздухоплавания «Небесная ярмарка 2013» 29-30 июня на 2 дня.
1 день
Наше знакомство с Кунгуром началось с пешеходной обзорной прогулки. Экскурсовод увлекательно и познавательно рассказывала о своём родном городе. Мы увидели старинные особняки, посетили музея купечества, поднимались на колокольню Тихвинского храма, откуда открывается панорамный вид на реку Сылву и город Кунгур. Благодаря театрализованному представлению «Кунгурское чаепитие» в музее купечества, знакомились с традициями русского чаепития, старинными посиделками у самовара.
Скульптурная композиция «Пуп Земли» в Кунгуре установлена на набережной реки Сылвы.
Она была разработана по программе «Кунгур — центр культуры Пермского края». «Пуп Земли» представляет собой гранитную полусферу, установленную на наклонном постаменте. Вокруг «пупа» расположена роза ветров, ориентированная по частям света. На внешнем круге обозначено расстояние от Кунгура до Перми и мировых столиц (Москвы, Парижа, Токио, Пекина и др.). Местом установки памятника стал перекрёсток семи дорог: здесь пересекаются автомобильные, пешеходные и речные (по реке Сылве) дороги Кунгура. Когда главу города Кунгура спрашивают: «Почему именно в Кунгуре находится пуп Земли?», он отвечает: «А почему нет? Земля же круглая, кто знает, где у нее пуп. Кунгур более других городов имеет на это право, так как здесь проходит граница Европы и Азии, здесь даже четыре реки, нарушая законы природы, стекаются с четырех сторон света!». Местные жители и гости считают, что если прикоснуться к «Пупу земли» и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
Памятник первопроходцам Кунгурского края (1990 г.) Этот памятник связан с именем известного атамана Ермака. По одной из легенд, первыми жителями кунгурских земель считаются Ермаковы воины, приплывшие сюда по реке Сылва. Так же этот памятник в виде ладьи указывает и на другие страницы истории города. В 1858 году английский подданный П. В. Гакс основал в Кунгуре большой пароходостроительный завод. На его верфях была построена большая часть всего камского буксирного флота.
Обелиск в честь защитников Кунгура от войск Е.И. Пугачева (1893 г.) Через 100 лет после изгнания пугачевских войск из Кунгура Городская Дума вынесла решение о создании памятника в честь этого события. Проект обелиска был составлен в 1873–1874 годах кунгурским городовым архитектором Н.А. Воскресенским и утвержден в Петербурге императором Александром II. Большую часть денег на возведение памятника пожертвовал кунгурский купец и общественный деятель Я.А. Колпаков. Памятник выполнен из серого екатеринбургского мрамора в 1876–1893 годах, по замыслу архитектора Н.А. Воскресенского. В 1923 году обелиск был переименован и стал посвящен крестьянам, которые вели борьбу против крепостного права. В 1967 году городские власти решили снести памятник и поставить на его месте другой, в честь погибших в Великой Отечественный Войне. Но горожане были против и не дали властям снести обелиск. В 1996–2000 годах памятнику был возвращен первоначальный вид с исторической надписью «Благодарные потомки – храбрым предкам».
Городская Управа (1820-е гг., 1902 г.) В начале 1820-х годов на краю Соборной площади было построено трехэтажное здание Кунгурской городской управы. Здание городской управы было построено в традициях классицизма при городском главе Степане Осиповиче Фоминых. Здание строилось “на средства мещан и небольшого количества купцов”. На первом этаже “общественного дома” находились торговые лавки, в которых продавали разный “красный” и галантерейный товар. В 1870-е годы в трехэтажном здании находились Городская, Ремесленная, Мещанская Управы, публичная библиотека Хлебникова, комитет Общества Красного Креста и Общественный Фоминых банк. В 1902 году была проведена реконструкция здания.
В 1914 году гостями Кунгурской городской управы стали принцесса Баттенбергская Виктория Федоровна с дочерью Луизой, которые посетили здесь выставку кустарных работ. В октябре 1917 года в этом здании было принято решение о переходе власти в Кунгуре в руки Советов.
В 1923 году дом был муниципализирован. В 1925 году в здании находился Окрисполком. С 1936 года в нем располагалась школа № 8. В конце 1941 года в здании находился штаб 379 стрелковой дивизии, с 1985 года – вспомогательная школа-интернат.
Площадь Победы. Мемориал «Вечный огонь»
Памятник-танк, посвященный Уральскому добровольческому танковому корпусу (13 мая 1983 г.) Установлен в память о кунгуряках, воевавших в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. Торжественное открытие произошло 13 мая 1983 года. В сентябре 2003 года возле памятника была установлена стела с фамилиями кунгуряков-танкистов, в сентябре 2005 года – стела с фамилиями орденоносцев. Вместе с легендарным танком «Т-34» они составляют Мемориал воинской Славы.
Церковь Алексия, митрополита Московского. Небольшая кирпичная церковь, выстроенная в 1884-1886 в псевдорусском стиле рядом с городским собором и расширенная в 1894. Одноглавый четверик с трапезной. Закрыта не позже 1930-х, долгое время была занята детской библиотекой. Возвращена епархии в 2006, восстановлена главка. В настоящее время в здании помещены православная библиотека и просветительский центр.
Никитка-летун (4 июля 2009 г.) Бронзовая скульптура мальчика Никитки (покровителя неба на Руси) расположена в центре парка воздухоплавателей. Никита считается покровителем неба. Он грезил идеей летать, мастерил некое подобие крыльев. Сначала летал с дерева на дерево, а потом решил попробовать спланировать с колокольни. И это у него получилось. Жизнь юноши оборвалась трагически: его приказал казнить Иван Грозный в назидание всем, кто еще посмеет взлететь в небо, как птица.
Скульптура установлена 4 июля 2009 г., в день закрытия VIII Международного спортивно-зрелищного фестиваля воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала». Высота бронзовой скульптуры – 170 см. Скульптор Алексей Залазаев, архитектор Геннадий Сорокин (г.Пермь). Организаторами фестиваля была предложена идея устанавливать на постаменте из негранёного камня медальоны с именами победителей соревнований по воздухоплаванию, проходивших в Кунгуре. Прообраз Никитки-Летуна - Никита Пресняков. Автор скульптуры считает Никиту Преснякова символом молодого поколения. Пятка скульптуры бронзового мальчика обладает магическими свойствами, если ее потереть, то загаданное желание обязательно сбудется.
Это первый в России сквер воздухоплавателей.. Высота бронзовой скульптуры
Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская. Каменная трехпрестольная церковь с ярусной колокольней, построена вместо прежней деревянной. Приделы: Богословский (1758) и Иаковский (1891). Изначально являлась храмом Тихвинского Кунгурского женского монастыря. Монастырь упразднен в 1760-х с обращением церкви в приходскую. В 1880-х перестраивалась (трапезная, колокольня и приделы) по проекту архитектора Турчевича А. Б. на средства кунгурских купцов Губкина, Ковалева и других. Закрыта в 1935, в здании располагался дом пионеров, позже кинотеатр "Октябрь". В 2002 возвращена верующим, восстанавливается.
Виды Кунгура со смотровой площадки.
Герб Кунгура. Элемент кирпичной стены повторяет верх фасада усадьбы купца Е.Я. Дубинина, находящегося напротив.
Усадьба купца Е.Я. Дубинина (1883 г.) Строительство особняка началось в 1878 и продолжалось до 1883 года. Комплекс построек выполнен в стиле кирпичной эклектики. Особняк построен рядом с Тихвинской церковью и если образует с ней общий ансамбль. Особняк двухэтажный, по центру возведен мезонин с фронтоном. Фронтон украшен балконом с кованной решеткой.
В состав усадьбы раньше входила и Дубининская пещера, расположенная у подножия возвышенности на которой стоит особняк. Входы в пещеру были засыпаны в 1882–1883 годах. В настоящее время в зданиях купеческой усадьбы располагаются Администрация города Кунгура и Кунгурская городская Дума.
Малая архитектурная форма «Самовар» (2009 г.) Самовар в Кунгуре появился не случайно, ведь в ХIХ веке Кунгур называли чайной столицей Российской империи. В XIX веке 80 % всей чаеторговли России проходило через Кунгур. Звание «чайной столицы Российской империи» Кунгур получил благодаря деятельности таких известных чаеторговцев, как Алексей Семенович Губкин, Александр Григорьевич Кузнецов, Михаил Иванович Грибушин. В память о былой славе города Кунгура как чайной столицы Российской империи в городе были возведены в 2007 году новые культурные объекты: памятник купцу-чаеторговцу Алексею Семеновичу Губкину и Музей истории купечества, а в 2009 году в городе Кунгуре появилась еще одна малая архитектурная форма под названием «Самовар».чайной столицы Российской империи
Памятник купцу и благотворителю А. С. Губкину. Впервые идея поставить памятник кунгурскому «чайному королю», общественному деятелю и благотворителю Алексею Семёновичу Губкину появилась в 1915 г. перед столетием со дня его рождения. Однако тогда идея не была реализована из-за нехватки средств. К ней вернулись почти столетие спустя — в 2005 г. был создан макет памятника. В 2006 г. памятник был заложен, а в 2007 г. был создан.
Малый Гостиный двор. Здание построено в 1874 году городским главой Кунгура, известным купцом Первой гильдии М. И. Грибушиным на собственные средства. 12 ноября 1874 года были освящены каменные корпуса лавок. Первоначально здание именовалось «Грибушенский корпус». По архитектуре относится к особому типу магазинов — каменных лавок, построенных в стиле эклектики (историзма), в котором сплетаются древнерусские и восточные мотивы. Каменный корпус лавок возведен напротив Гостиного двора. Перед входами над изящными парными колоннами были устроены металлические зонты. Лавки двора сдавались в аренду. Торговали чаем, сахаром, бакалеей и другими товарами.
Гостиный двор (1865—1867 гг.) - здание на площади Пугачёва, ставшее символом купеческого Кунгура. Его часто называют круглым магазином, хотя на самом деле он восьмиугольный. Гостиный двор представляет собой замкнутое многоугольное здание со скошенными углами. По его периметру располагались торговые ряды и склады. Снаружи здания – крытая галерея. Всё здание выстроено из кирпича. Проезды во внутренний двор представляют собой арки большого размера. Сегодня это один из лучших памятников торгового зодчества, дошедший до наших дней без изменений.
Музей истории купечества символично расположен в здании бывшего Малого гостиного двора, который сам по себе представляет памятник архитектуры.
Музей истории купечества знакомит посетителей с богатой предпринимательской историей города Кунгура. Именно через Кунгур проходила стратегическая торговая магистраль 18 века – Сибирский тракт. Этой транспортной артерии посвящена одна из экспозиций музея истории купечества, которая рассказывает о привозимых, и вывозимых из города товарах.
В музее представлены экспозиции знаменитой керамики кунгурских мастеров «Гончарный ряд», кожевно-обувного отдела Кунгура, уникальная экспозиция чаеторговли и хлебопечения. Изюминка музея - Царские врата 18 века из Благовещенского собора – своеобразное напоминание о богатстве города и роскоши убранства кунгурских храмов.
История Кунгура неотъемлемо связана с деятельностью купцов, таких например чаеторговцев, как Губкин, Кузнецов, Грибушин, контролировавших и добрую половину чаеторговли в России. Музей истории купечества не только рассказывает об истории предпринимательства 18 – начала 20 веков – это зеркало целого города и всей России.
Вид с колокольни Тихвинской церкви
Вечером было посещение открытия «Небесной Ярмарки Урала 2013» , где можно было своими глазами увидеть весь процесс запуска тепловых аэростатов, на наших глазах, за несколько минут были подняты в небо огромные воздухоплавательные аппараты. Выступали группы «Технология» и «Комбинация».
Во второй день было посещение Кунгурской Ледяной Пещеры.
Кунгурская ледяная пещера – одна из самых известных и популярных туристических достопримечательностей Урала. Одна из главных «визитных карточек» Пермского региона. Ни одна другая российская пещера не имеет столь богатой истории и не является столь известной, как Кунгурская пещера.
Протяженность этого чуда природы очень солидная – 5700 метров. При этом оборудовано для посещения туристами лишь 1500 метров. На этом протяжении пещера расчищена и оборудована специальной подсветкой, добавляющей зрелищности. одна из самых известных и популярных туристических достопримечательностей Урала. Одна из главных
Протяженность этого чуда природы очень солидная –
Новогодняя ёлка в Пещере!
Во время этого путешествия мы познакомились с замечательным городом Кунгуром, узнали его историю, наблюдали полёт воздушных шаров и посетили знаменитую Кунгурскую Ледяную Пещеру!
В очередной нашей поездке нам представилась возможность получить положительные эмоции и испытать восторг от близкого контакта с трогательными пятнистыми оленями и благородными оленями — маралами. Мы удивлялись, глядя на заморское диво—африканских страусов, покормили низкорослых лошадок якутской (самой северной) породы. Всех животных разрешено угощать овощами, хлебом (олени, лошади), капустой (страусы).
Посёлок Висим, известен тем, что там родился и провёл молодые годы Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, дом-музей которого мы тоже посетили.
Практически напротив музея расположена каменная Анатолие-Николаевская церковь. Ее состояние – плачевное. Тем не менее, в полуразрушенной церкви ведутся богослужения. Именно в этом храме работал священником отец Дмитрия Наркисовича. Однопрестольная церковь была заложена в августе 1889 года, а освящена в 1895 году.
Вот такая у нас получилась поездка.
Теги: Путешествие по Уралу, Висим, Тур-Плюс
Очередная наша поездка состоялась по церквям пригородного района Н-Тагила. Пригородный район Нижнего Тагила - часть земельной территории вотчины заводовладельцев Демидовых. Демидовы строили здесь не только заводы, строили дома для рабочих, возводили храмы.
К этой поездке мы готовились особенно тщательно: созванивались с батюшками, изучали схемы проезда, искали информацию в Интернете. Маршрут обещал быть насыщенным: восстановленные и только-только начинающие возрождаться сельские церкви (этакий контраст), источники с купелями, частный зоопарк.
Выехали рано утром. Первой точкой нашего маршрута было село Покровское - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Сразу оговорюсь, сфотографировать не удалось, так как, когда приехали и уехали, было темно. Поэтому фотографии взяты из Интернета.
В эти края приехал известный промышленник Демидов. Здесь он вознамерился вести добычу золота. С этой целью в село были привезены сотни рабочих. Но первым их делом стали не поиски золота, а строительство храма. Каменная церковь была построена в начале XIX века, как гласит предание, без копейки денег: населению заводского поселка приходилось самим месить глину голыми ногами, делать кирпич, валить деревья и пилить бревна.
В годы советской власти храм закрыли, со святыни сняли все колокола, а иконы были сожжены. Однако совершенно нетронутой все эти годы оставалась фреска "Благодатное небо". Ее, как рассказал священник Олег Мартынов, настоятель Покровского храма, несмотря на все усилия, просто не смогли уничтожить.
Святыни невозможно уничтожить и осквернить – именно тогда они являют чудеса, идущие вразрез с элементарными законами физики. В годы поругания веры, когда храм был закрыт и использовался для других целей, эта икона много пережила. Даже окаменевшие сердца, думается, чувствовали исходящую от нее силу, и пытались всячески расправиться со святыней. Трудившиеся в поте лица маляры на следующий день увидели результат своей работы – проступившую сквозь слой краски икону! Пробовали забелить, соскоблить, но результат - один и тот же! И какое счастье, что Заступница – Пресвятая Дева Богородица по-прежнему утешает и помогает всем приходящим к ней! Теперь пред Образом непрестанно теплится лампада, от масла которой многие получают исцеления от болезней.
Сейчас храм пребывает в плачевном состоянии, впрочем, как и само село: рушатся дома, ветшают постройки. Покровская церковь нуждается в серьезной реставрации. Ныне церковное здание восстанавливается. Работы продолжаются и поныне: ведь до полного возвращения старинной церкви благолепного вида еще далеко.
Рядом с храмом появился колодец. Вода в нем чистая и прозрачная. Освящен он в честь иконы Божией Матери "Благодатное Небо".
Паломники, бывающие в храме, постоянно обращались к настоятелю с вопросом: нет ли воды, освященной у чудесного образа? И решили в приходе выкопать источник. Два года трудились люди. Источник оборудован купелью.
Попрощавшись с отцом Олегом, мы отправляемся дальше. Вторая точка нашего маршрута – село Николо-Павловское (Шайтанка) - Церковь Николая Чудотворца . Фото автора.
Село Николо-Павловское – одна из заводских деревень, которая создавалась по замыслу заводчиков Демидовых и сумела пережить все промышленные кризисы. Со временем, деревня не исчезла, численность населения возрастала, и сейчас село является одним из самых больших населённых пунктов Горноуральского Городского округа. Официальное своё название она получила от имени старшего сына Н.Н. Демидова - Павла Николаевича Демидова (1798-1840), которому тогда шел девятый год.
Деревня расширяла свои границы, население увеличивалось, и появилась настоятельная потребность в собственном храме. В 1871 году жители ходатайствовали перед епархиальным начальством об устроении своего прихода и строительстве церкви. По благословения архиепископа Пермского и Верхотурского Антония храм был заложен в сентябре 1871 года. Построили деревянную церковь, материалом для которой послужили запасные хлебные амбары, безвозмездно уступленные заводовладельцами Демидовыми.
Со всех концов села видна белоснежная каменная церковь во имя святого Николая-чудотворца, которая гордо стоит на возвышенности.
До наших дней сохранилось богатое убранство храма: часть настенных росписей, старинные иконы, необычайно красивый резной иконостас. Паникадило, украсившее купол церкви, ещё до революции из Нижнего Новгорода привёз купец Карпов, каменный дом которого до сих пор стоит напротив храма.
За времена советской власти по неуточнённым данным в 1938-1943гг. храм был закрыт. За это время не подвергался разрушению и осквернению.
В этом же селе есть частный контактный зоопарк «GreenPoll». Скромная вывеска с изображением рыжего котёнка затерялась в кроне деревьев за дорожным знаком «Конец населенного пункта «Николо-Павловское» по правую сторону трассы Нижний Тагил-Екатеринбург.
Это место завораживает с первых шагов. В добротных деревянных вольерах редкие, по меркам Урала, животные и птицы: баргузинский соболь, хорьки, белки, канюк, фазаны, декоративные куры, индийские павлины и даже гамбургский петух! И у каждого из них своя история. Следит за порядком старожил – говорящий попугай Гоша.
Сложно не оценить тот колоссальный труд, который вложили в претворение мечты в жизнь супруги Дмитрий Гринькин и Оксана Полякова. Название зоопарка «GreenPoll», то есть «зеленое поле», есть не что иное, как производное их фамилий. Специально для самых маленьких (да и не только), есть зона контактного зоопарка, где можно поиграть и сфотографироваться с некоторыми из животных, покормить чёрным хлебом оленя Малыша.
Так как животные в вольерах, сфотографировать сквозь мелкую сетку довольно проблематично и трудно сфокусироваться на животных. Поэтому представлены фото автора и с официального сайта зоопарка. Здесь можно посмотреть видео о зоопарке: http://kipyatkov.com/частный-зоопарк-greenpoll-в-нижнем-тагиле/
Покидали мы этот чудесный зоопарк с чувством умиротворения. Наверное, это лучший эпитет, который можно подобрать к тому состоянию тепла и уюта, поселившемуся в нас после посещения «GreenPoll».
Следующая точка нашего маршрута село Шиловка (Вознесенское) - Церковь Троицы Живоначальной (год постройки не позже 1870.). Фото взяты с просторов Интернета.
Возникло Воскресенское совершенно случайно. Выиграл Николай Никитич Демидов у графа Разумовского людей из селения Черниговской губернии в 1824 году. Именно эти бедолаги и стали первыми поселенцами удивительного уральского селения, придя сюда своим ходом из насиженных мест. На месте Шиловки были только леса, да река. Вот что писали историки о селе:
"В селе Воскресенском проживают исключительно переведенцы. Местоположение деревни неровное, окруженное горами. Само селение лежит поблизости Вилюйского золотосодержащего прииска, одного из богатейших во всем заводском округе по количеству добытого в нем золота.»
Храм был богатейший, т.к. в селе проживали золотоискатели. И до сих пор там моют золото. Храм трехпрестольный: Троицы, Воскресения и Вознесения. В советское время храм разворовали, закрыли и превратили в лесопилку. Некоторые иконы успели разобрать прихожане. Сейчас они украшают храм, особенно почитается Казанская икона.
В 90-е местная власть никак не соглашалась передать здание храма Церкви, только после пожара, уничтожившего пол, окна, старинные росписи, храм в таком страшном состоянии передали существующему уже приходу. Сейчас храм закрыт, открыта небольшая часть, где проходят службы. Интересный случай, чудесный, произошел, когда оформлялись документы по передаче храма. Не сохранились архитектурные проекты, и священник не знал где какой придел. И вот на Пасху надвратный крест повернулся в сторону Воскресенского Придела. Удивление людей возросло, когда крест на Вознесение повернулся в другую сторону, показывая на другой Придел. На Троицу крест встал прямо. Долгое время храм был приписным, т.е. не имел настоятеля, приезжали для совершения молебнов священники.
Сейчас храм стал самостоятельным, ведутся восстановительные работы. Поставлены купола, сделаны окна почти все, проблема та же - нет средств.
Еще более известным местом в Шиловке является святой источник близ села. Еще коренные нехристианские племена вогулов оставили упоминания о целебных родниках в этой местности. По легенде беглому каторжнику на этом месте явилась Женщина, и в его душе произошло покаяние. Потом на этом месте нашли икону Божией Матери "Семистрельная". К великому сожалению, эта икона утрачена. Забил родник, да такой, что, по последним исследованиям имеет уникальный состав. До революции там была часовня, конечно, сожженная потом, родник засыпан. Воды не стало. Люди, не имея храма, приходили молиться на это место, называемое до сих пор "молебным". В год передачи храма Приходу источник забил вновь на праздник Вознесения. Многие его и почитают Вознесенским. Была недавно построена открытая Часовня, есть купальня, по благословения Владыки, источник сохранил дореволюционное название - Богородичный. Молятся люди перед большой иконой Божией Матери "Живоносный Источник". Вода круглый год +3 градуса.
Вместе с матушкой Анной и отцом Евгением приглашаем всех попаломничать на это святое место: http://laya.e-tagil.ru/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?6585.0 и http://shilovka.ucoz.ru/news/glavnaja/2010-02-23-1
Следующая точка нашего маршрута посёлок Черноисточинск - Церковь Петра и Павла (1862). Фото автора и со страниц Интернета.
Построена на средства заводовладельцев Демидовых.
История этого небольшого, но очень живописного поселка связана с Демидовыми и железноделательными заводами. Еще в 1726-ом году в Черноисточинске на реке Черный Исток началось строительство железноделательного завода. В 1729-ом году уже был произведен запуск предприятия, образовавшийся поселок начали звать заводским. В начале 19-го века на нескольких речках (Черная, Чауж, Бобровка, Березовка) были найдены золото-платиновые россыпи. А в середине 19-го века для обеспечения завода водяной энергией и пополнения Черноисточинского пруда крепостным гидротехником Клементием Константиновичем Ушковым была построена знаменитая Ушковская Канава.
И последняя точка нашего маршрута село Большая Лая - Церковь Марии Магдалины (год постройки: между 1900 и 1903).
Село известно благодаря роду Демидовых, устроивших здесь свой завод. Строился храм на средства прихожан. В советское время храм не закрывался. Фото из Интернета.
От этой поездки мы получили незабываемые впечатления. Получилось благодатное, тёплое, светлое и насыщенное паломничество. Хочется ещё раз посетить эти места.
Теги: Тур-Плюс, Путешествие по Уралу, Зоопарк, Покровское, Н-Павловское, Шиловка, Черноисточинск, Лая