Блог ведет Traveler
Туры выходного дня по Уралу - самая лучшая возможность внести немного разнообразия в повседневность трудовой жизни, не отходя, при этом, от важных дел.
Май 1
Сентябрь 3
Январь 1
Октябрь 2
Сентябрь 1
Июль 4
Июнь 1
Апрель 3
Март 1
Ноябрь 1
Декабрь 3
Сентябрь 1
Август 3
Июнь 1
Май 3
Февраль 1
Январь 2
Декабрь 1
Ноябрь 1
Вы были в Тобольске? Нет!? Поверьте, Вы многое потеряли!
Ведь знакомство с Сибирью необходимо начинать именно с Тобольска – «Ангела Сибири», это – бывший административный, культурный и торговый центр Сибирской губернии, а ныне духовная столица Сибири, это – единственная в Сибири духовная семинария, это – присоединение Сибири к России атаманом Ермаком, это – единственный каменный кремль за Уралом, это – старейшие архитектурные памятники Сибири, которых в Тобольске насчитывается более 200 объектов
В этом году в рамках Всемирного дня туризма и Года Российской истории решили возродить поездки на туристических поездах, активно практикуемых ещё во времена Советского Союза. Семь туристических поездов связали между собой культурно-исторические центры России в формате выходного дня. Новшество этого тура в том, что это однодневное посещение города для туристов из региона с минимальной затратой времени и средств, экономия на проживании, насыщенная экскурсионная программа, которая позволяет познакомиться с основными достопримечательностями города.
Екатеринбург в рамках этой акции «тур выходного дня» представил поездку в древний город Тобольск.
Итак, решено – едем в Тобольск! Покупаем билеты на специальный туристический поезд, который отправляется в пятницу вечером из Екатеринбурга, проводим субботний день на экскурсиях и возвращаемся обратно в воскресенье утром. К слову сказать, мы путешествовали налегке, оставив вещи в поезде, который уже этим вечером отвез нас обратно. Программа по Тобольску включала в себя экскурсии, трёхразовое питание и посещение села Абалак.
Субботним утром на железнодорожной станции Тобольска нас тепло встретила принимающая сторона. Фото на память и вот, мы делимся на группы и рассаживаемся по автобусам.
Ну и немного истории:
На высоком холме у слияния рек Иртыша и Тобола раскинулся старинный Тобольск, один из крупных центров русской культуры и истории. Осенью 1582 года там, где Тобол впадает в Иртыш, казачий атаман Василий Аленин, по прозвищу Ермак, разгромил войско хана Кучума. Спустя пять лет, ранней весной 1587 года, письменный голова Данила Чулков на этом месте заложил русский острог. Так начиналась славная история Тобольска - центра Тобольской губернии.
В 1590 году Тобольск становится столицей Сибири. В 1708 году, согласно реформе Петра I, Тобольск стал административным центром Сибирской губернии, включавшей Урал, Сибирь и Дальний Восток. Через Тобольск проходили торговые пути из европейской части России в Китай и Среднюю Азию - «Великий шелковый путь» и «Большой чайный путь».
А теперь обзор достопримечательностей, которые удалось посмотреть. Программа была очень насыщенной и интересной.
Завальное кладбище - то есть расположенное за ныне исчезнувшим валом, который когда-то служил границей города на Горе. Здесь, среди таинственных зарослей парка, сохранилась старинная церковь «Во имя Семи отроков», построенная в 1776 г.
Тобольский некрополь знаменит именами захороненных здесь: писателя П. Ершова, украинского поэта П. Грабовского, историка Сибири П. Словцова, художника и археолога М. Знаменского, поэта Д. Давыдова (автора песни "Славное море - привольный Байкал"). Здесь, возвращаясь из ссылки, А. Радищев похоронил свою жену Елизавету Рубановскую. На Завальном кладбище покоятся отец и сестра Д. Менделеева. Особой известностью и почитанием пользуются могилы декабристов: А. П. Барятинского, С. Г. Краснокутского, В. К. Кюхельбекера, А. М. Муравьева, Ф. В. Вольфа, Ф. М. Башмако.
Могила жены Ершова Петра Павловича Ершовой Серафимы Александровны.
Могила детского писателя Ершова Петра Павловича, автора «Конька - горбунка».
Могила сестры Дмитрия Ивановича Менделеева Аполлинарии Ивановны Менделеевой.
Тобольский кладбищенский храм Семи Ефесских отроков - единственная из всех храмов Тюменской области, которая не закрывалась в тяжелые годы гонений. В 1937 году после расстрела священников, сторож Агриппина не отдала храм на поругание: закрывшись в храме, она безвыходно прожила в нём целый месяц, питаясь просфорами.
Могила декабриста Фердинанда Богдановича Вольфа.
Могила декабриста Александра Михайловича Муравьёва.
Могила декабриста Александра Петровича Барятинского.
Могила декабриста, поэта, друга А.С Пушкина Вильгельма Карловича Кюхельбекера.
Могила декабриста Семёна Григорьевича Краснокутского.
Тобольский кремль - единственный каменный кремль в Сибири, уникальный образец сибирского зодчества.
На мысе Чукман, образованном Большим Казачьим и Никольским взвозами, расположен парк Ермака. С этой части парка открывается живописный вид на нижний город и стены Кремля. Вид со смотровой площадки на церковь Михаила Архангела.
Юго-восточная наугольная башня.
Церковь Апостола Андрея Первозванного (Андреевская церковь) находится в бывшей казачьей слободе. Первые казаки пришли в Сибирь с Ермаком Тимофеевичем. После гибели атамана, выжившие 90 человек ушли в Россию. Затем часть их вернулась в Сибирь с регулярными воинскими силами. Казаки служили в Тобольске в старой казачьей сотне по тридцать и более лет. Год постройки: Между 1755 и 1759.
В 1708 году в едином ансамбле с Тобольским кремлем было завершено строительство Гостиного двора.
В 1839 году в Тобольске на Чукманском мысу Ермаку воздвигнут памятник. Остроконечный мраморный обелиск хорошо виден и со смотровой площадки и с памятного Чувашского мыса, у подножия которого более четырех веков назад проходила битва отряда Ерамка с полчищами татарского хана Кучума и решилась судьба Сибири.
Трудно представить сейчас Тобольский кремль без гостиного двора - этого громадного распластанного здания с башнями.
Обелиск поставлен в 1836 году на высоком холме, в виду Тобольского кремля. На холме поддерживается кедровый сад-парк, называемый садом Ермака. От памятника открывается панорама Нижнего города.
Золотые купола Тобольска.
На площади, носящей имя зодчего Семена Ремезова, возле Художественного музея установлена скульптурная композиция "Пара коней, запряженных в экипаж", отлитая в бронзе. Памятник был изготовлен скульпторами в Белоруссии.
Памятник Петру Ершову в Тобольске — первый и единственный в России. Он изображает молодого писателя с книгой и пером в руках. К его ногам прижимается Конёк-горбунок, стоящий на задних лапах. Ниже чудо-юдо Рыба-Кит с Тобольским кремлём на спине. Надпись на памятнике выполнена в старорусском стиле: «ПЕТРЪ ПАВЛОВИЧЬ ЕРШОВЪ». Автором скульптуры и его героям выступил народный художник России Михаил Владимирович Переяславец.
Тоболяки уверены, что действие сказки происходит именно в их городе. И ведь правда - холмы, на которых стоит верхний город, очень похожи на спину какого-то морского чудища. Также на спине рыбы-кит пасутся коровы, мужики пашут поле, а девки собирают грибы.
Сквер Ершова также украшают: скульптура Иванушки с Коньком-горбунком,
Жар-птица,
Кит с Тобольским кремлём на спине
и Царь, прыгающий в котёл.
Площадь Ремезова (бывший стадион "Строитель") перед Гостиным двором.
Павлины, прообразы Жар – птицы из сказки П. И. Бажова. Дар первого губернатора Ямала, члена Совета Федерации РФ, президента Фонда «Север наш» Юрия Неёлова.
Башня и бойницы Тобольского кремля.
Соборная колокольня.
Софийско-Успенский собор.
Закладка каменного софийского собора началось в 1681 году, но строительство началось лишь в 1683 году после прибытия артели каменщиков во главе с Герасимом Шарыпиным и Ганкой Тютиным. В качестве образца для строительства был выбран московский Вознесенский собор.
Архиерейский дом и примыкающей к колокольне Покровский (зимний) собор.
Архиерейский дом постройки 1773 - 1775 г.г. при Тобольском губернаторе Д.Чечерине. Это пятый по счёту архиерейский дом, воздвигнутый на территории Софийского двора Тобольского кремля.
В 1920 году было построено новое здание для архиереев, а здесь разместили тобольский детский дом, который просуществовал всего в течение двух лет, так как дети начали жаловаться, что они не могут уснуть, вели себя не спокойно, вскакивали ночью, плакали. Они слышали какие-то голоса, им казалось, что кто-то ходит по дому… Долгое время им никто не верил, но когда дети начали заболевать, то все же решили детдом переместить в другое здание, а это здание в течение последующих трех лет пустовало…
С 1925 года здесь разместился краеведческий музей города Тобольска, просуществовавший в этом здании достаточно долго. Позднее было принято решение здание отреставрировать и сформировать здесь музей духовной истории города, что сейчас как раз и делается…
Строительство софийского собора продолжалось в период с 1683 по 1686 годы. В 1684 году во время строительства рухнул главный купол собора. Освящен в октябре 1683 года.
В 1920 году собор был закрыт, а чуть позже в 1922 году были конфискованы все соборные драгоценности.
В 1930-х годах в нем разместилась организация "Союз-хлеб" и с использовался как зерновой склад вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Небольшие памятные монументы, поставленные семинаристами своим учителям. В местной семинарии долгое время преподавали митрополиты, архиереи, вообще священнослужители.
После Великой Отечественной войны здание пустовало и в 1961 году его передали Тобольскому музею-заповеднику.
Рабочая резиденция Владыки Димитрия - Архиерейская гостиница.
Возле колокольни при митрополите Антонии II в 1746 г. был возведен небольшой Покровский (Зимний) собор. София Тобольская в зимнее время не отапливалась, поэтому службу проводить в ней было довольно затруднительно, - построили новый храм и решили проблему.
Уникальность Покровского собора в том, что он сохранил подлинные фрески и самые ценные иконы. Софийско-Успенский собор, как и многие другие храмы в советское время, был разграблен, а на Покровский собор по какой-то причине внимания не обратили. Его использовали как склад, и именно в нем были спрятаны самые ценные иконы и мощи двух святых: Иоанна Тобольского и святителя Гермогена. После реставрации и открытия Софийского собора мощи перенесли туда.
Рядом со зданием консистории находится колоколенка, выстроенная в 1868 году, на которой находился ссыльный Углический колокол. После ссылки в Тобольск в 1593 году колокол несколько лет находился в ограде Благовещенской церкви, а затем на колокольне церкви Спаса. После пожара в церкви, он был помещен на верхнем ярусе колокольни Софийского собора.
В Угличе 15 мая 1591 года в 12 часу субботнего дня сторож Спасского собора Максим Кузнецов и вдовый священник Федот по прозванию Огурец по приказу царицы Марии Нагой били в набат по случаю смерти царевича Дмитрия. Звон собрал на соборной площади горожан, начались волнения и самосуд над лицами, заподозренными в убийстве Дмитрия. Василий Шуйский, расследовавший происшествие в Угличе, казнил 200 угличан, а 60 семей 1 апреля 1592 года сослал в Сибирь (в основном, в Пелым). Набатный колокол, которому к тому времени, как говорится в летописях и преданиях, было уже лет триста, как подстрекателя к бунту сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, наказали принародно на площади 12 ударами плетей и «сослали» в Сибирь. Есть указания, что угличане почти год волокли его в ссылку на себе. В Тобольске колокол пробыл 300 лет, после чего возвращен обратно.
Архиерейская гостиница и Башня северо-восточная наугольная круглая (Орловская).
Орловская башня - самая большая из всех круглых башен Софийского двора, названная так потому, что на ней был воздвигнут герб Российского государства, включающий в себя государственную символику – двуглавого орла.
Софийско-Успенский Собор Кремля.
Современный Тобольск. Вид со смотровой площадки.
Церковь Захарии и Елисаветы. Год постройки: Между 1758 и 1776. Это образец "сибирского барокко" в храмовом зодчестве Тобольска. В настоящее время церковь реставрируется. Церковь Захария и Елизаветы была самая посещаемая, так как находилась на торгу: вокруг нее была расположена базарная площадь, здесь шла торговля, здесь был построен двухэтажный гостиный двор, здесь же были открыты первые магазинчики местных купцов. Главы храма были позолочены. Из икон церкви Захария и Елизаветы наиболее прославилась икона "Всех скорбящих радость".
Соборная колокольня — отдельно стоящая колокольня тобольского Софийско-Успенского собора в юго-восточной части Соборной площади Тобольского Кремля. Высота сооружения составляет 75 метров. В 1809 году здесь были установлены куранты, изготовленные ямщиком Ильей Баяновым. На колокольне собора находилось 15 колоколов, в том числе и самый большой колокол Сибири весом 16 тонн. Так же на колокольне висел ссыльный угличский колокол.
Павлинская башня, названная по решеткам окон, напоминающим павлиньи перья.
Вид подгорной части Тобольска со смотровой площадки Кремля. Вдали Абрамовский мост, сделанный военным инженером арапом Петра Великого - прадеда Пушкина, Абрамом Петровым и речка в честь его - Абрамка.
Церковь Михаила Архангела. Год постройки: Между 1745 и 1748. Церковь построена по примеру церквей Русского Севера, так на второй этаж ведет закрытая лестница-галерея. Особую привлекательность церкви придает ее протяженная каменная ограда с металлической ажурной решеткой-вензелем "М-А" (Михаил Архангел), выполненная в формах, характерных для елизаветинского барокко.
В 30-годах XIX века церковь посещали декабристы и художник М.С.Знаменский.
В 1930-х годах XX века была разобрана колокольня. В церкви располагался кинотеатр "Художественный".
Смотровая площадка у южной круглой башни кремля.
Вид на Иртыш от Тобольского кремля и Дворец Наместника. Здесь размещалось губернское правление с канцелярией, приказом о ссыльных, казенная палата. Здесь принимались важные решения в жизни города – строительство здания тюремного замка, городского театра, мужской гимназии. В советское время в здании в разные годы размещались акушерско-фельдшерская школа, рыбопромышленный техникум, филиалы Казанского химико-технологического института, Омского технического университета, Тюменского нефтегазового университета. В настоящий момент в здании располагаются экспозиции Тобольского музея-заповедника.
Церковь Воздвижения Креста Господня. Год постройки: 1776. Существует легенда, что 30-х годах ХХ столетия крест с шатрового купола пытались сорвать сначала веревками, но ничего не получилось; только наклонился крест, тогда полез человек на купол и сорвался, и разбился насмерть... Решили отступиться. А крест так и остался в смиренном поклоне...
Величественность стен Кремля впечатляет.
Вид на нижний город от стен кремля. Слева виден костел (самая его верхушка), напротив него двухэтажное здание с красной крышей – первая мужская гимназия города Тобольска...
С верхней части города открывается прекрасный вид на так называемый нижний город. Рассматривая с холма открывающийся вид, нельзя не подивиться исключительной целостности города и его планировке.
Рентерея (хранилище Государственной Казны) построенная по проекту Семёна Ремезова в 1713 году. Вид со смотровой площадки у Юго-Западной башни кремля. Она соединила два холма Кремлёвского комплекса. Её основание и фундамент глубоко под землёй. Там в холоде и проветривании хранилась пушнина. А по центру уникального сооружения проходит арочный тоннель. Строили это всё пленные шведы.
Укреплен кремль был по всем правилам замковой архитектуры. Софийский или Прямской взвоз (бытовало два названия) разделяет Троицкий мыс на две части. Он представляет собой около 200 ступенек деревянной лестницы по склону холма и булыжную дорогу между высоких подпорных стен. Издавна по этому логу поднимались в гору на Троицкий мыс. Длина подпорных стен - 180 метров, их высота – до 14,6 метра, а толщина кладки у основания – около 3 метров. Подпорные стены были построены еще в конце XVIII века для предотвращения оползней. Говорят, что по своей грандиозности Прямский взвоз не имеет аналогов в России.
Царь-колокол весом 27 тонн. Прежний колокол, который Тобольск потерял в советское время, весил 18 тонн.
Виды Тобольска с колокольни.
Памятник скульптора народного художника СССР Олега Комова Семёну Ремезову от благодарных тоболяков на Красной площади напротив Софийского Собора Тобольского Кремля.
Семён Ульянович Ремезов — русский энциклопедист Сибири — картограф, архитектор, строитель, историк, художник, писатель. По чертежам Ремезова были построены не только Тобольский кремль, но и важнейшие административные здания города: Приказная палата, Гостиный двор; он разработал также и образцовый проект каменного дома для массовой частной застройки.
Ресторан «Ладейный» - лучшее место, где можно начать знакомство с настоящей русской кухней. Традиционные блины с икрой, знаменитые русские щи и солянка, блюда из сёмги, осетра, зайца. Многие рецепты из поваренных книг времён царской России.
Софийский собор - первый каменный Храм Златоглавого Тобольска.
Гостиный двор кремля, построенный по проекту Семёна Ремезова в 1703 - 1706 г.г.
В России действуют всего три иконописные школы: в Тобольске, Загорске и Курске. Тобольская была создана в 1996 году отцом Олимпием, окончившим Суриковский институт, а затем иконописную школу в Троице-Сергиевой лавре. И появление школы в этом древнем городе закономерно: соседство старинного кремля, духовной семинарии объясняют место, а высокая востребованность иконописных произведений - время ее возникновения.
Иконопись - это самый канонический вид искусства. Свод строгих правил лежит в ее основе: “не нарушай”, “не выдумай”, “не сочини”. Это в других жанрах ценится “сделать иначе”, а здесь наивысшее мастерство - “сделать так же”, как иконописцы прошлого.
В данной мастерской придерживаются московской школы иконописи.
Учащиеся иконописной школы несут послушание в иконописной мастерской. В мастерской мы увидели послушниц, которые очень сосредоточенно и кропотливо занимались работой, поэтому мы постарались не отрывать их от дела и тихонько понаблюдали за работой.
Очень заинтересовал рассказ о материалах, на которых пишутся иконы. Это именно доска из чувашской липы, отличающейся высоким качеством древесины. Каноны в отношении красок не менее строги: они должны быть максимально естественными. Большинство картин не предназначены для того, чтобы на них смотрели часами, а икона как раз для этого и существует. Потому она должна быть чистой не только духовно, но и экологически: таково требование времени и вечности. Чтобы не навредить глазу, в красках используются натуральные пигменты.
Нам показали различные минералы и полудрагоценные камни, хранящиеся в баночках, привезенные из экспедиций учащимися иконописной школы. Так, лазурит, дающий чистый голубой оттенок, например, с Байкала. Камень дробится до получения однородного синего порошка. Готовятся краски на яичной эмульсии, для этого в иконописной школе выращиваются собственные куры-несушки (инкубаторские не дают такого яркого желтка). Полученными натуральными красками расписывают иконы.
Полудрагоценные камни так же используют для их украшения. Слушая рассказ о кропотливом труде по восстановлению икон, их росписи сусальным золотом, мы смотрели во все глаза на старинные иконы и представляли, какими они станут.
В мастерской много очень древних икон, где дерево почти сгнило, а лик сохранился.
Церковь Петра и Павла. Год постройки: Между 1768 и 1800.
Тобольск – крупнейший в России центр косторезного мастерства. Уникальные работы тобольских мастеров хранятся в Эрмитаже, Русском музее, с большим успехом экспонировались на международных выставках.
Цевка — кость домашних животных. В художественных ремеслах используется в качестве материала для резьбы наряду с дорогостоящими бивнями индийских и африканских слонов.
«У чума», рог лося, 20*17*14,5 см.
«Ловля рыбы», рог лося, 8*32*15 см.; «На охоту», рог лося, цевка, 20*34*20 см.
«В пути», цевка, 7*22*6 см.
«Восход», цевка, 11*16,5*4,5 см.
«Тюменский север», рог лося, цевка, 24*55*27 см.
«Семья мамонтов б.м», бивень мамонта, 17*16*20 см.
«Гонки в тундре», цевка, 6,5*22*5 см.
Туристский комплекс "Абалак" находится в 20 км от города Тобольска на высоком берегу Иртыша. Деревянная крепость возведена рядом с Абалакским Свято-Знаменским мужским монастырем и представляет собой реконструкцию сибирского острога времен завоевания Сибири казаками Ермака Тимофеевича. Он построен из дерева в лучших древнерусских традициях.
На территории комплекса представлены герои русских сказок: Конек-горбунок и рыба-кит, Баба-Яга со Змеем Горынычем, Царевна Лягушка и другие. Чего здесь только нет: воеводские палаты, крепость, хоромы, трактир, кузница, баня, детский городок, большая деревянная горка, гигантские, неподъемные деревянные шахматы и т.д. Внутри дозорных башен расположены музыкальные часы. Каждый час они играют, а из башен выезжают механические фигуры, одетые в старинные русские наряды.
Село Абалак стоит на высоком берегу реки Иртыш. Отсюда открывается красивый вид на реку и окрестности.
Знаменский Абалакский (Абалацкий) монастырь располагается при селении Абалак, в 20 километрах от Тобольска и в 50 метрах от туркомплекса "Абалак".
До прихода в Сибирь Ермака Абалак был небольшим татарским городком и название свое получил по имени татарского князя Абалака, сына сибирского хана Мара. 5 декабря 1584 года у стен Абалака произошло решительное сражение казаков с ордой царевича Маметкула, открывшее Ермаку путь к завоеванию Сибири.
Еще в начальные годы освоения Сибири на Абалаке был устроен небольшой погост. Первая православная церковь в Абалаке, во имя Спаса-Преображения, была срублена в конце XVI века. Простояв полвека, она обветшала, и вместо нее в 1636 году была сооружена деревянная Знаменская церковь. Вскоре рядом с ней появилась еще одна церковь — Никольская. В 1680 году Знаменская церковь сгорела, и через три года на ее месте по указу царя Федора Алексеевича был заложен каменный храм.
В этот храм была торжественно перенесена чудотворная Абалакская икона Божьей Матери «Знамение», написанная в 1637 году при архиепископе Корнилии протодьяконом тобольского кафедрального собора Матвеем. Абалакская икона Божьей Матери представляет собой копию иконы «Знамение», но с изображением по сторонам святителя Николая и св. Марии Египетской. Этому удивительному образу на протяжении 17-го столетия поклонялась вся округа, а о чудесах Абалакской Божьей Матери была даже сложена повесть «Сказание об Абалакской иконе». Во имя Абалакской Божьей Матери был построен новый храм, ставший местом паломничества.
Самая древняя постройка монастыря — Знаменский собор, заложенный одновременно с тобольским Софийским собором в 1683 году и освященный в 1691 году. Это уникальный памятник русского искусства XVII—XVIII веков. Знаменский собор Абалакского монастыря называют одним из самобытнейших произведений сибирского зодчества. Это сооружение уникально и неповторимо. Свой нынешний вид собор получил после перестройки 1761 года, когда вместо пяти глав был устроен один громадный купол. Тогда же к собору была пристроена крытая пятигранная паперть. Первоначально храм был пятиглавым, с толстыми стенами и узкими окнами. Возможно, его строили те же мастера, которые работали в Тобольске на Софийском дворе. Четверть века спустя, при тобольском митрополите Филофее заложили теплый Никольский придел, но едва успели довести его до окон, как последовал петровский указ о запрещении каменного строительства во всем государстве, кроме Петербурга, Тобольска и Верхотурья. Достроили придел только в 1750 году. Собор перестраивался при тобольском митрополите Сильвестре в 1761 году, тогда его пятиглавие сменили на одноглавие. При перестройке в соборе был установлен новый резной иконостас.
Согласно широко распространенным легендам, в этих местах неоднократно происходили чудесные знамения. Так, в 1585 году, после разгрома дружиной Ермака близ Абалака татарского войска, Ермаку якобы явился Николай Чудотворец и объявил, что Абалаку суждено стать «жилищем Бога». Об этом гласит краткая Сибирская летопись.
Спустя несколько десятилетий, в 1636 году, местной одинокой женщине Марии явилась Абалакская икона Божьей Матери. После этого была построена деревянная Знаменская церковь. На рубеже XVII - XVIII веков здесь вырос уже целый комплекс каменных храмов.
В 1783 году в селе Абалак открыли Свято-Знаменский мужской монастырь.
Многие годы Абалак был местом православного паломничества. Паломники шли поклониться чудотворной иконе.
В советские годы монахов репрессировали, а монастырь, конечно же, закрыли и разместили в нем интернат, кузницу, гараж.
Церковь иконы Божией Матери "Знамение".
Церковь Марии Египетской.
И напоследок. В Тобольске в 7 микрорайоне в жилом комплексе «Семь ключей» есть многоквартирный дом №36А. Его стены притягивают взгляды – с центрального торца и на фасаде здания разноцветной краской нанесены элементы периодической таблицы Д.И. Менделеева.
Таким вот познавательным получился у нас мини-отпуск.
Теги: Тур - плюс, Путешествие по Уралу, Тобольск, Абалак
Посещая Россию, и в частности Екатеринбург, каждый третий первым делом покупает фарфоровые изделия. А вот побывать на самом производстве и увидеть, как создают эти произведения искусства; узнать, сколько времени уходит на каждую вещь и даже принять участие в росписи можно на экскурсии на фарфоровый завод.
Именно с такой целью мы отправились в очередное путешествие. Наш день начался с посещения Сысертского фарфорового завода, где мы познакомились со всеми этапами производства, с историей и современными секретами изготовления качественных изделий из фарфора. Смогли попробовать свои силы на мастер-классе по росписи фарфорового чуда и наклеиванию этикеток на кружечки.
Во время экскурсии мы посетили цех обжига, цех художественного фарфора и формовочный цех.
Процедура обжига очень трудоемкая - в печь ставят изделия, закладывают "двери" кирпичом и раскаляют. Потом ждут, когда остынет, разбирают кладку и вынимают изделия.
Сысертский фарфоровый завод был основан в 1960 году на базе артели по производству керамики, а уже в 1963 году штат сотрудников пополнился художниками профессионалами, повысившими художественный уровень продукции завода.
В 1970-ом году завод нашел собственный, уникальный стиль – роспись бытовой утвари и народная уральская домовая роспись – композиционный мотив «Сысертская роза» прочно укрепился на заводе совместно с ручной мазковой росписью.
На сегодняшний день приоритетным направлением для завода стало изготовление иконостасов. Сысертские иконостасы украшают храмы Верхотурья, Невьянска, Екатеринбурга и других городов Урала.
Вся продукция относится к народно-художественным промыслам России, это означает, что в нее вкладывается тепло рук живописцев и частичка их души. Каждое изделие наполнено легким и воздушным настроением, эмоциями и чувствами; не существует двух абсолютно одинаковых росписей.
После экскурсии профессиональный художник завода провёл мастер-класс – оформление чашки деколью ( переводная картинка) и роспись тарелочки. Все, что мы сделали своими руками – забирали с собой на память об экскурсии.
Казалось бы - что сложного, взял наклейку и прилепил? А не тут-то было! Сначала наклейку надо намочить в воде. А потом аккуратно "перевести" ее на чашку, не покорежив по дороге и не порвав. И осторожно прогладить сверху тряпочкой. Потом художница предложила нам порисовать вместе на блюдечке. И мы завороженные смотрели, как в умелых руках из пары простых мазков расцветает чудо! Нам осталось только дорисовать листочки на веточках рябины. Потом мы забрали наши чашки, кружки, поблагодарили гостеприимных хозяев и пошли в магазин при заводе.
Каждый попробовал нарисовать листочки на веточках рябины.
Вот какие разные получились листочки у нашей рябины.
Художник подписывает нашу тарелочку.
Надпись «Сысерть 2012 + Кушва»
На территории завода работает фирменный магазин, где каждый смог купить готовую продукцию.
После фарфорового завода мы отправились в краеведческий музей.
Музей расположен в исторической части города, размещается в здании главной конторы Сысертского горного округа, которая построена по инициативе его владельца А.Ф.Турчанинова в 1779 году, о чем свидетельствуют памятные плиты на здании.
Экспозиция музея, открытого в 1969 году, отражает историю Сысерти с начала ее основания до наших дней. В музее открыто пять выставочных залов, каждый из которых отображает определенную эпоху истории. Мы увидели портрет первого заводовладельца и хозяина Сысертского округа А.Ф.Турчанинова, а также его дворянский герб (дворянство ему было пожаловано Екатериной II).
Немало места в экспозиции занимают изделия Сысертского железоделательного завода: пушки и ядра, поставляемые русской армии во время Отечественной войны 1812 г., брусок металла с клеймом Сысертских заводов — «Цапля», кольчуга для конного воина, изготовленная сысертскими кузнецами для обороны завода от войска Е.Пугачева, якоря, гири и многое другое.
Следующий зал рассказывает о последнем заводовладельце Д.П. Соломирском. О его увлечениях, работе и благотворительной деятельности. Он уделял много времени и средств на содержание первого в Сысерти приюта для девочек-сирот, где они воспитывались до 17 лет. Здесь же можно увидеть приданое одной из воспитанниц приюта.
Интересна коллекция музыкальных инструментов, среди которых фисгармония фирмы «MULLER-DRESDEN», шарманка фирмы «Zimmermann».
В музее мы знакомились с производством градообразующего предприятия «Уралгидромаш», с изделиями ООО «Мраморгаз», с произведениями Сысертского завода художественного фарфора.
Особенно детей впечатлила «потаенная комната», в которой некогда находилась казна. В ней, за старинной железной дверью, хранится уникальная коллекция нумизматики. А если стать в противоположные концы, то можно, как и в знаменитой «слуховой комнате» в Невьянской башне, услышать то, что тебе передает шепотом твой друг.
Шахта, в которую этот сундук опускали.
По поверью, надо бросить монетку в подземелье и потереть рукой стенку, чтобы снять обет безденежья.
Старинная железная дверь в казну.
Дворянский герб рода Турчаниновых.
Пушки и ядра производства Сысертских заводов. XIX в.
Выставка работ МБОУ ДОД «Детская художественная школа» г. Сысерть.
Осколок колокола Сысертской Успенской церкви, который попал одному тз жителей в огород при взрыве церкви в 1936 году. Хозяин дома его закопал, рискуя своей жизнью, и позднее, когда создавался музей, передал его краеведам.
Коллекция музыкальных инструментов.
Заводские и ремесленные бытовые изделия из металла.
Представлены работы из дерева, кости и металла, автор работ адвокат, житель Сысерти - Жицких В.А.
Бюст Бажова П.П. (автор Белоносов С.А.) и макет дома-музея писателя.
После музея погуляли на площади.
Симеоно-Аннинский храм, заложенный еще в 1773 году. Он был полностью построен на средства заводовладельца А.Ф. Турчанинова. Роспись храма была выполнена по эскизам великого Карла Брюллова. В сентябре 1824 года храм посещал... сам император Александр I. В 1935 году храм был закрыт, взорвана колокольня и разрушен купол. В 1991 году храм возвращен верующим.
Здесь же стоит памятник-бюст П.П. Бажова. Возведен он в 1985 году, скульптор - П.А. Сажин.
В конце экскурсии нам предстояло восхождение на гору Бессоновку к чугунному кресту.
Бессонова гора - самая видная гора в Cысерти. У ее основания и появились плотина и завод, а позднее сформировался городской центр Сысерти. Здесь нередко обнаруживались следы пребывания древнего человека. Например, на вершине и склонах горы были найдены бронзовые птицеобразные идолы, наконечники стрел, даже каменный бумеранг.
Существует несколько версий названия горы:
- Караульная - так как на ней находился сторожевой пост, охраняющий завод и поселок от внезапных набегов башкир,
- Бесенкова - по мнению суеверных жителей, на горе жили бесы,
- Бессонова - в честь офицера Бессонова, руководившего обороной завода во время нашествия отрядов Пугачева, и погибшего в бою.
- Бессонная - так как во время нашествия Пугачевских отрядов там "без сна" проводили дни и ночи охранники.
Гора вместе с Сысертским прудом - главные достопримечательности местного ландшафта. И сегодня с вершины открывается чудесная панорама с городской застройкой вдоль береговой линии пруда и реки Сысерти с ее дальними прудами. В любое время года с горы видны чарующие дали Уральских гор.
На вершине горы в давние времена стояла Никольская часовня. Построена она была еще в 1786 году и славилась тем, что в ней находилась особо чтимая верующими икона Святого Николая. Раньше отсюда даже начинался один из крестных ходов. В советское время часовню не обошла судьба многих культовых сооружений - она была взорвана беспощадными коммунистами. Сейчас на том месте стоит колоссальный, 12 метровый православный крест, выплавленный из... чугуна! Его отлично видно издалека, с многих точек города. Одну из его сторон венчает надпись "Спаси и сохрани". Этот огромный крест подарил Сысерти завод "Уралгидромаш" в честь ее 270-летия. Согласно табличке, он был установлен 29 августа 2001 года. Там указан и вес креста. Он немаленький - составляет 23000 кг.
Все получили массу впечатлений от этой поездки. Хорошие те выходные, что проведены вдали от цивилизации, интересно и познавательно и лучше с физической нагрузкой!
Так что не сидите на месте, путешествуйте, и ваша жизнь наполнится впечатлениями!
Теги: Тур-Плюс, Сысертский фарфоровый завод, краеведческий музей, г. Бессонова, Путешествие по Уралу
"Трудно во всем мире назвать
другой уголок земного шара, с таким
разнообразием ценнейших
самоцветов, чем в знаменитой Мурзинке".
Академик А.Е. Ферсман
Вы когда-нибудь находили самоцветы? А занимались их добычей? Нет?! А у нас такая возможность представилась в выходной день!
По преданиям Самоцветы Урала знали давно. С глубокой древности природные камни помогали людям, радовали, считались оберегами, лечили и вдохновляли.
Мы узнали историю и геологию Самоцветной Полосы Урала. Посетили геологический музей имени Ферсмана в селе Мурзинка, самые настоящие самоцветные копи, где увидели шахты (некоторым более 300 лет). Знаменитый горщик и хранитель музея рассказали нам все секреты поисков самоцветов и их определение.
Сначала обо всём по порядку.
Открытие минералогического музея имени А.Е. Ферсмана состоялось 30 января 1973 года. Подобного в стране нет. Музей этот - поэтический рассказ о самоцветах, о чудодейственной силе камня. На стендах - аметисты, топазы, мрачноватые морионы, словно из ясного неба и 6елого снега рожденные друзы горного хрусталя, черные турмалины.
Мурзинский острог был основан в 1639 году боярским сыном Андреем Бужениновым; острожный казачий гарнизон должен был охранять Верхотурский тракт. В 1662 году Мурзинку сожгли дотла во время набега кочевников, а затем отстроили заново. Но до острога там было поселение башкир.
На повороте с трассы к Мурзинке стоит вот такой забавный указатель.
287 лет назад в Мурзинке был освящен главный престол каменного храма в честь Сретения Господня, с приделами во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя Великомученицы Параскевы. Сейчас в храме располагается музей самоцветов.
Около музея стоит альпийская горка, созданная из уральских минералов.
При входе в зал первого этажа вас встречает деревянная фигура старого горщика Дедушки Слышко, из сказов П.П. Бажова.
Скульптуры из капа берёзы.
Спящая собачка.
Старинный станок для обработки и огранки самоцветов, на котором горщики в долгие зимние вечера при свете лучины гранили и полировали самоцветы.
Вот на таком примитивном оборудовании камнерезы Мурзинки создавали настоящие шедевры, которые потом расходились не только по России, но и по всему свету.
Макет копи в натуральную величину.
Ходили в окрестностях Мурзинки и мамонты.
В музее стараются сохранить первозданный облик здания. В 1992 году здание музея было реставрировано, восстановлены настенные росписи.
Великомученица Параскева.
Святитель Николай Чудотворец.
Чёрный квадрат, оставленный реставраторами. Так выглядела церковь до реставрации.
Картина Нижнетагильского художника Геннадия Горелова "Грезы".
Мрачноватые морионы восхищают своими размерами.
Гигантский кристалл черного мориона на полевом шпате «Черная мадонна».
"Щётки" кварца - веселая семейка.
Кварц.
Щётка кварца в гематитовой рубашке.
Яшма.
Аметистовая щётка.
А вот пирит – или как его ещё называют – «золото дураков». Раухтопаз, горный хрусталь искусственный.
Кальцит.
Мусковит.
Шерлы, турмалины, фойтит.
Шерлы.
Топазы, шерлы, морионы.
Морионы, дымчатый кварц, шерлы, фторапатит, альбит, лепидолит, ортоклаз, мусковит.
Морионы, мусковиты.
Топаз, гранат, морион.
Письменный гранит.
Корунды, горный хрусталь, флюорит, графит.
Пегматит – биотит – гранит – кварц.
Аметисты, кварцевая щётка, щётка горного хрусталя с аметистом.
Изумруды, бериллы.
Шерл на клевеландите.
А это выставка коллекционера агатов со всего света Бусыгина Сергея Владимировича, сотрудника Нижнетагильского музея.
Морион, пренит, орлец, цеолит, кварц с рутилом и серецитом.
Гипс, агат, сердолик
Шлих монацита, горный хрусталь.
Альбиты.
Рождение самоцветов в трещинах и пустотах пегматитовых жил по А.Е. Ферсману.
Готовые изделия камнерезов.
Первый этаж отведен под этнографический отдел, в котором представлены традиционные занятия сельского населения, быт и культура уральской деревни.
м
«...А я очень хочу вас увлечь, хочу, чтобы вы начали интересоваться горами и каменоломнями, рудниками и копями, чтобы вы начали собирать коллекции минералов, чтобы вы захотели отправиться из города подальше... к вершинам гор... туда, где ломают камень, добывают песок или взрывают руду. Там всюду мы с вами найдём чем заняться. И в мёртвых скалах, песках и камнях мы научимся читать великие законы природы, по которым построена вселенная...»
Академик А.Е. Ферсман
В 1668 году пытливый рудознатец Михайло Тумашев нашел около Мурзинской слободы "узорчатые каменья дивной красоты". Открытие драгоценных камней в далекой Мурзинской слободе сулило немалые доходы царской казне, поднимало престиж Российского государства за рубежом. Государь велел наградить отважного открывателя: из казны выдали Тумашеву 164 рубля с полтиною и царскую грамоту, которой разрешалось ему по всей Сибири искать как цветные каменья, таи и всякие руды. Для уточнения залежей самоцветов и их добычи царь тут же посылает в Мурзинку экспедицию знатоков драгоценных камней итальянцев братьев Тартари. Они открывают два новых богатейших месторождения самоцветов на горе Тальян (названной так обывателями в их честь. От слова "итальянцы"). А позднее блеклые, неходовые аметисты, среди горщиков стали называть тальяшками. В Москву итальянцы отбыли скоро, увезли немалую добычу. Теперь слава о драгоценных камнях Мурзинки пошла по всему свету.
Гора больше похожа на поле битвы, чем на месторождение: кругом канавы, все перерыто, ямы и дыры в земле.
Но мы полны энтузиазма и бодро продвигаемся к нашим аметистам.
Мы тоже решили попробовать себя в роли горщиков. А заодно и узнать: удачливы мы или нет.
В поисках горного хрусталя.
Хранитель музея, он же экскурсовод по копям, Волос Ярослав Григорьевич показывает и рассказывает нам об условиях, при которых рождаются кристаллы горного хрусталя.
Отверстие, куда закладывали динамит.
Вот шахта горщиков, где жила лежит на глубине 26 метров. Представьте: без механизмов, только кайло, лопата, веревка и ведро. И сотни кубов перелопаченной породы в поисках желанной добычи!
Вот мы пришли на копь с интересным названием "Халявка". Простая яма в земле. Рассказывают, что первый самоцвет именно в этом месте нашла семья грибников. Они случайно увидели аметист, сверкнувший из-под корней березы. Добыли драгоценный камень так сказать "нахаляву". Отсюда и название копи.
Та самая поваленная берёза.
В поисках аметистов.
Искривленное дерево – верный признак того, что под ним могут находиться самоцветы. Ведь что-то мешало ему внизу вырасти прямым!
После копей мы опробовали самый популярный аттракцион «Синюшкин Колодец». От него было не оторвать за уши не только ребятишек, но и взрослых. Здесь нам предлагали попытать удачу. В бочке песок и самоцветные камушки. Зачерпываешь огромным ковшом и на сито. Что намыл – твоё. Среди нашей добычи – агаты, горный хрусталь, сердолик, кристалл циркона, родонит, и куча разноцветной яшмы.
Ну и на десерт. Возле минералогического музея – поделки местных умельцев.
Не менее интересно оформлена территория около церкви в древнеславянском стиле, понравилась интерпретация сказки о Колобке, более подробная информация здесь:
http://www.veda-wiki.ru/index.php?title=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA
Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по Сварожьему Кругу (небосклону, Сва обозначает — небеса): от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). «Замес» Колобка — полнолуние в данной сказке происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, то есть каждый из встречающихся Чертогов Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — «съедают» часть Месяца, К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард — Земля (по современному-планета Земля) полностью закрывает своей тенью Месяц от Солнца.
Как гласит авторская надпись: «Изготовил Сие – сволочЪ (своевольный человек из Сизикова!)»
Бог Перун - бог грозовых туч, грома и молнии. Сын Сварога и Леды, прародителей всех славянских богов.
Богиня Жива – олицетворение плодоносной силы. Богиня рождения, жизни, красоты всего земного, весенней поры. Богиня Жива дочь Богини Лады и Бога Сварога.
Несколько часов, проведенных нами в музее, пролетели быстро, и пора было собираться в обратный путь. Уехали мы оттуда полные приятных впечатлений.
Теги: Тур-Плюс, Мурзинка, Путешествие по Уралу
Святые чудодейственные источники села Тарасково. Место, куда хочется возвращаться снова и снова. Именно это наше желание и повлияло на характер очередного паломнического тура: посетить ранее изведанные и неизвестные места Урала. И так решено едем по маршруту: с. Тарасково – Билимбай – Первоуральск – Памятники «Европа-Азия» - В-Пышма.
Описание этой поездки будет кратким. Подробный отчёт о путешествии, фотографии села Тарсково, Билимбая и памятников «Европа-Азия» хорошо описаны в предыдущих поездках http://kushva-online.ru/blog/post/Traveler/2276/
Я же подробно остановлюсь на храмах и мечети городов Первоуральска и Верхней Пышмы.
Город Первоуральск. Храм в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
"На крутой возвышенности, до разрушения храма называемой Церковной горкой, в центре города Первоуральска, стоит величественный храм в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. История храма с момента его основания и до 2010 года насчитывает 262 года. Все было в этой истории: основание, гибель деревянного храма во время пожара 1820 года, возрождение в камне, расцвет и великолепие, трагический период после 1917 года, взрыв 1974 года, когда не осталось "камня на камне" (Матфей, 24:2), и новое возрождение из небытия".
Из книги В.Л. Икриной "История храма в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла и его прихода"
Так выглядел храм Петра и Павла после постройки.
Первый деревянный храм был построен в 1749 году. В 1820-м храм сгорел. Вместо сгоревшей деревянной церкви владельцы завода приказали строить каменную - в 125 саженях к северу от прежнего церковного здания на правобережье заводского пруда, возле трактовой Московско-Сибирской дороги. Одноэтажную, трехпрестольную каменную церковь воздвигли в короткое время. Храм, освященный в 1822 году, имел три престола.
В советские годы Петро-Павловский храм был разорен. В здании храма, где более полувека прививали нравственность и духовность народу, открыли столовую №14, которая вечером работала как ресторан. Новые "хозяева" сломали деревянные перегородки в трапезной, разобрали и уничтожили иконостас, творения иконописцев бросили в костер…
Снятие колоколов. 1930 г.
Руины храма. 1974 г.
Закладка камня на строительство нового храма. 1990 г.
Современный вид храма.
Город Верхняя Пышма. Храм Успения пресвятой Богородицы.
Церковь Успения имеет сложную и трагическую судьбу. Из истории известно, что ещё в 19 веке там стояла небольшая деревянная часовня. Затем была построена и в 1908 году освящена каменная церковь. В советские годы церковь закрыли, а в здании последовательно размещались: клуб, библиотека, магазин, кинотеатр «Пионер». В 1990-е годы храм вернули церкви и заботами горожан начали его восстанавливать, строить новую колокольню и алтарь. В процессе реконструкции обнаружили, что существующее здание настолько ветхое, что отремонтировать его уже не удастся и надо менять всё, начиная с фундамента. Потребовалась ювелирная работа по разборке обветшавших конструкций, при сохранении всего уже построенного. Освятили храм в 2000 году. Роспись стен выполняли художники из творческой мастерской Ильи Глазунова.
По воле всевышнего аллаха строительство медной мечети началось в 2001 году мусульманами, живущими в городе Верхняя Пышма. Мечеть стала первой соборной и остается самой большой и красивой в Свердловской области.
Строительство вели турецкие мастера по классическим канонам: в орнаментах использованы рисунки времен Османской империи. Монолитное здание украшено турецким мрамором и гранитом светлых оттенков. Высота минарета - 38 метров. Храмовый комплекс возвели ровно за год - мечеть была сдана 19 июля 2002 года. В названии мечети отражено имя известного исламского богослова IX века имама Аль-Бухари, автора нескольких трудов, в том числе авторитетнейшего сборника хадисов, достоверных рассказов, о поступках и словах пророка Мухаммада.
В 1935 году храм переоборудовали под кинотеатр, затем в его помещении открыли историко-краеведческий музей и мини-зоопарк. В годы Великой Отечественной в храме расположилась прачечная военного госпиталя. В послевоенное время несколько лет в здании бывшей церкви размещалась мастерская по ремонту весов, затем колбасный цех. С 1972 года здание пустовало, постепенно приходя в запустение. В 1974-м, по распоряжению властей, храм снесли.
…Прошло десять лет после взрыва, уничтожившего остатки храма в честь Святых Апостолов Петра и Павла. В стране начались перемены. Изменились взгляды людей, постепенно возрождалась духовность. 4 июня 1990 года архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек совершил освящение места и заложил первый камень нового храма.
Прошли годы, и ныне вновь отражается в глади пруда Петропавловская церковь, хорошо видимая из любой точки города. Купола краснокирпичного храма окрашены в зеленый цвет- цвет жизни. Украшением интерьера является четырехъярусный иконостас. Территория храмового комплекса обнесена кирпичной оградой с металлическими решетками и арочными воротами.
Архитектура Петропавловского храма органически связана с рельефом. С какой бы стороны, южной или северной, мы не смотрели, он не теряется среди многоэтажных городских кварталов. Церковь стоит на взгорке особняком, обогащает панораму города и поражает живописной композицией. Храм красиво отражается в воде городского пруда.
Город Верхняя Пышма. Медная мечеть Им. Имама Исмаила Аль-бухари.
В очередной раз ловлю себя на мысли, что летом в России полно мест, впечатления от которых дадут фору зарубежным курортам. … Поездка получилась очень насыщенной и интересной.
Теги: Тур-Плюс, Первоуральск, В-Пышма, Путешествие по Уралу
Люди со всего мира едут на Урал, для того, чтобы посетить город Верхотурье или, как говорят его жители, уральский Иерусалим, и его пригороды. Такое путешествие интересно не только верующим, но и простым туристам, которыми движет интерес к российской культуре. Сюда едут люди со всей России, главным образом для того, чтобы обрести гармонию физического и духовного состояния.
Наши поездки в Верхотурье планировались давно, но все никак не складывались. И вот сложились, да в какую пору – в июне и в последние тёплые дни августа!
Мы успели посетить церкви, узнали историю их жизни. Храмы, как и люди, имеют время рождения, расцвета и, к сожалению, смерти. Только, в отличие от нас, храм можно построить на том же месте еще раз или восстановить разрушенный.
Сначала мы приехали на площадь города Верхотурья.
Здесь находится Спасо-Николаевский мужской монастырь. Основан в 1604 году, самый старейший в Зауралье, территория монастырской усадьбы огромная (по площади она сопоставима с половиной территории Московского кремля). На территории монастыря находятся чудотворные мощи Праведного Симеона Верхотурского — местного святого из села Меркушино. Святой праведный Симеон Верхотурский считается духовным покровителем Урала и Сибири.
Здесь, на территории монастыря, расположен Крестовоздвиженский собор (1905-1913 гг) - самый крупный монастырский храм из всех, построенных накануне революции 1917 года. Собор третий по величине в России после Храма Христа Спасителя (Москва) и Исаакиевского собора (Санкт-Петербург). Крестовоздвиженский храм был построен к 300-летию дома Романовых. В храме установлен уникальный фаянсовый иконостас.
Внутри ощущается величие храма от высоких взводов, и понимание, насколько мал человек в мире Божьем. Но как важен!
На территории монастыря также находится Преображенская церковь, где установлена Серебряная рака с главной святыней Верхотурья - мощами Святого Симеона Верхотурского.
Храм-часовня Николая Чудотворца был построен в 1996-1998 годах на месте разобранного в 1930-е годы храма Николая Чудотворца 1712-1736 годов.
Белоснежный Троицкий собор объявлен ЮНЕСКО памятником архитектуры мирового значения. Каменный храм заложен на месте деревянной походной церкви в 1703 году. Позже вокруг выстроен каменный кремль.
Поднявшись на колокольню Троицкого собора, мы увидели весь кремлевский ансамбль.
Спустившись, с колокольни, идем на подвесной мостик.
В конце 1940-х годов у скалы Троицкого мыса появился пешеходный мост, имеющий три срубные ряжевые опоры с тремя подвесными пролетными строениями.
Возле Кремля детская площадка с милыми деревянными фигурками.
У каждого богатыря свой характер.
Памятный знак в честь 400-летия Верхотурья.
Женский монастырь создан в 1621. В 1922 преобразован в трудовую артель, окончательно ликвидирован в 1924. Восстановлен в 1991. На его территории находится три церкви, но для верующих открыта для посещений только Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, где находится знаменитая чудотворная икона Божьей Матери «Умиление».
Кирпичная церковь выстроена в 1898-1902. Закрыта в 1925, сломана колокольня, использовалась как баня. Возвращена верующим в 1991, отремонтирована.
Далее наш маршрут пролегал по знаменитой Симеоновской тропе. Житие святого Симеона повествует о том, что в 1704 году во время перенесения его мощей, за гробом следовал юродивый Косьма (также прославленный в лике святых). Будучи увечным, Косьма полз за процессией на коленях и, когда уставал, обращался к праведному Симеону, как к живому, прося остановиться и передохнуть. После этого гроб с мощами никто не мог сдвинуть с места. Таких остановок было несколько, позже каждую из них верующие почтили возведением храма или часовни, одна из них здесь, в селе Путимка.
Село Путимка… Cело только по названию: здесь нет ни одного дома – ровное поле, вокруг на несколько километров ни души. И для кого здесь строить храм? Но его построят, обязательно. Потому что место это – святое, и невозможно вычеркнуть из памяти верующих, что некогда здесь совершилось чудо.
Был в Путимке, тогда – людном селе, маленький Свято-Николаевский храм. До революции христиане, совершая паломничество к мощам святого праведного Симеона Верхотурского, обязательно проходили весь путь блаженного Косьмы: от села Меркушино до Верхотурья, останавливаясь, в том числе, и в Путимке. Однако в первой половине ХХ столетия эти святые места подверглись разорению.
Ныне руины Свято-Николаевскогой храма переданы Ново-Тихвинскому женскому монастырю. Будет восстановлен храм и построен небольшой монастырский комплекс, который будет включать в себя сестринский корпус, церковную лавку, входную арку и привратницкую. Предполагается, что на этом подворье также будут жить несколько сестер монастыря, основным послушанием которых станет прием паломников. На сегодняшний день уже завершены наружные работы, выложен гранитный пол. А недавно в храме начали устанавливать иконостас.
Село Красногорское открылась нам неожиданно, и оставило глубокое впечатление. Село стоит на паломническом пути из Верхотурья в Меркушино. Транзитная дорога спускается к основанию центрального мыса, затем начинает взбираться по достаточно крутому склону и выходит к церкви Нерукотворного образа Христа Спасителя (1810 г.) и Спасской часовне (1904 г.). Церковь и часовня, поставленные диагонально, находятся в центральной части села.
При Красногорском храме имеется древний Нерукотворенный образ Спасителя, который явился в давнее время. О явлении этого образа существуют два предания. По первому преданию, образ явился одной слепой девице, мывшей белье на реке Туре, когда река эта протекала еще вблизи самого села. Слепая, промывая белье, вынуждена была отталкивать что-то ей мешающее и никакими усилиями оттолкнуть не могла. На просьбу её о помощи явились люди, увидели икону, но взять не решились. Непринятый образ поплыл вниз по течению, до деревни Паршиной, где тоже, вероятно, не решились принять его. Образ снова возвратился в село Красногорское. Но не взятый с реки и на этот раз, образ поплыл вверх по течению до дер. Торговой Горы, а оттуда опять, уже в третий раз, возвратился в село Красногорское, где, наконец, жители села приняли его с подобающею ему честью. Другое предание повествует о явлении образа иначе. В 1683 году случился пожар в деревянной Свято-Троицкой церкви Верхотурья, на месте которой сегодня над городом возвышается величественный каменный собор. Огонь беспощадно уничтожал святые образа. Но верующие успели вынести многие из них к стенам Верхотурского Кремля, расположенном на крутой скале на берегу р.Туры. Одна из спасенных икон - образ Спаса Нерукотворного, вынутого из иконостаса – упала в реку и плыла по течению до Красной Горки. Промыслительно, она найдена на берегу недалеко от храма Спаса Нерукотворного. С того времени святой образ бережно хранится прихожанами села.
Здесь, в этом храме, находится и мироточивая Ярославская икона Пресвятой Богородицы, которая является списком с чудотворной иконы, явленной Пречистой Богородицей в эпоху татаро-монгольского ига.
Накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы в 2005 году храмовая Ярославская икона Божией Матери икона замироточила. Перед нею был прочитан акафист и совершен молебен. Ныне с разных концов России приезжают многочисленные паломники к мироточивому образу, чтобы помолиться Царице Небесной, которая слышит искренние молитвы, с верой обращенные к ней, и подает просимое.
Следующая остановка в селе Усть-Салда. Каменный однопрестольный храм в честь Святых Апостолов Петра и Павла был возведен в Усть-Салде в 1893 году. Он был построен на месте одной из остановок святых мощей праведного Симеона Верхотурского, при их перенесении из Меркушино в Верхотурье в 1704 году. В 1932 году церковь была закрыта богоборческой властью, и до самого последнего времени в здании размещался местный клуб.
Легенда гласит, что в 1881 году в деревне Усть-Салда Верхотурского уезда жила девица Устинья, 29-ти лет от роду. Лицо ее было обезображено, поскольку еще в раннем детстве она переболела оспой. Много озлоблений и скорбей терпела Устинья от своих односельчан. Но за насмехавшихся и злоречащих ее девица молилась, ибо в общении с Богом находила она утешение, и нрава была кроткого, тихого. Ровесницы Устиньи давно повыходили замуж, а она почти потеряла надежду обрести земное супружеское счастье.
Храма в Усть-Салде не было и Устинья в воскресные и праздничные дни ходила за 17 верст в село Меркушино помолиться Святому Праведному Симеону, которого с детства особо почитала. Старалась Устинья, подобно ему, терпеливо и кротко нести свой жизненный крест.
Как-то раз пошла она на реку полоскать белье. В селе в это время играли свадьбу. До Устиньи доносились звуки свадебного веселья. Заплакала она и горячо помолилась Праведному Симеону. В этот момент кто-то окликнул ее. Она подняла глаза. Перед Устиньей стоял человек в синем кафтане, в лице которого она ясно узнала черты Праведного Симеона, виденные ею на иконах. Святой наказал ей отслужить молебен Святым Апостолам Петру и Павлу и в течение 40 дней читать их Святые Послания. Сказав это, он исчез.
В ближайшее воскресенье Устинья в Меркушинском храме отслужила молебен Свв. Апп. Петру и Павлу и с тех пор неукоснительно соблюдала весь наказ Праведного Симеона. Место же у реки, где произошла чудесная встреча, Устинья посещала каждый день. Здесь она молилась и читала Священное Писание. Прошло две-три недели. Девица по обычаю спустилась к реке, на ставшее для нее привычным место молитвы. Вдруг она услышала тихий оклик. Обернувшись, увидела перед собой молодого барина, который, совершая обход поместья, уже не первый вечер наблюдал за ее молитвами у реки. Он заговорил с Устиньей и она, не скрывая, поведала о своей чудесной встрече с Праведным Симеоном. Долго беседовал помещик с Устиньей. Добрая кроткая девушка пришлась ему по нраву. Он поражен был ее внутренней красотой и ежедневно стал приходить на берег для беседы и совместной молитвы. Они полюбили друг друга и вскоре повенчались.
Жили супруги дружно и благочестиво. Теперь уже вместе ездили из Усть-Салды в Меркушино по воскресным дням и по большим праздникам, ибо очень почитали Праведного Симеона. Старались, сколько возможно, облегчить участь крестьян. Странникам и монашествующим давали в своем доме приют и пищу. Лишь одно обстоятельство омрачило их супружескую жизнь – отсутствие детей. Барин молился о рождении ребенка и дал обет Богу, что построит в Усть-Салде храм и устроит купель на месте явления святого праведного Симеона.
В 1886 году, ко всеобщей радости, у них родился первенец. В это же время, из Верхотурья в Меркушино для освящения храма в честь Святого Праведного Симеона, ехал епископ Екатеринбургский и Ирбитский Нафанаил, к которому и вышли все жители Усть-Салды во главе со своим барином, просить архиерея о закладке храма. Епископ, осмотрев место предполагаемого строительства и заготовленные материалы, благословил закладку первого камня. Через 6 лет, в 1893 году, храм был освящен в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
В ознаменование чудесной помощи Праведного Симеона в строительстве Храма устроена была купель на месте чудесного явления Праведника. Страждущие неустроенностью личной жизни, различными недугами и бесплодием получают благодатную помощь и исцеляются, омываясь в Святых ее водах.
По дороге из Верхотурья в Меркушино у камушка Симеона Верхотурского, где по преданию он рыбачил, находится деревянный храм Всех Святых Урала и Сибири, возведенный в стиле шатровых церквей XVI-XVII вв.
Перед храмом есть очень просторная заасфальтированная парковочная площадка. Мы остановились здесь и не пожалели...
В XIX веке рядом с местом, где рыбачил Симеон, была построена часовня, но большевики ее уничтожили. А в 1997 году здесь возвели красивый поклонный крест, в 2005 году построили деревянный храм в честь всех святых в земле Сибирской просиявших.
И вот, конечная остановка нашего маршрута, жемчужина уральской земли - село Меркушино.
Легенда гласит, что в 17 веке прошлого тысячелетия, в селе Меркушино под Верхотурьем появился пришлый человек Симеон. Дома своего он не имел, переходил из избы в избу, шил хозяевам шапки и шубы. Денег за работу не брал, был доволен тем, что к столу позовут и постель постелют. Жизнь вел праведную. Но был мастер хвор, и угас по причине слабого здоровья, схоронили его рядом с сельским храмом Архистратига Божия Михаила и забыли до поры до времени. Через пятьдесят лет о нем вспомнили, когда его гроб непонятным образом оказался на поверхности земли, а его останки оказались совершенно не тронуты тлением. В разверзнутой могиле стал бить источник, вода из которого обладала такими лечебными свойствами, что потянулись в Меркушино за волшебным исцелением люди со всего края, а позднее и из более дальних мест. В 1704 г. было совершено торжественное перенесение мощей святого Симеона крестным ходом из Меркушино в Верхотурье.
В 1886 г. на месте обретения мощей св. Симеона был возведен небольшой Свято-Симеоновский храм, который светлой просторной галереей соединялся с величественным собором в честь Архистратига Божия Михаила.
На обратном пути мы заехали в село Актай. Три века назад оно было лесной заимкой: здесь располагался скит верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря. Останавливались на заимке паломники, пили живительную влагу из родника, который в конце девятнадцатого века был освящен в честь Иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный Источник".
Неиссякаемый родник, с чистой прозрачной водой, сохранился до наших дней. В 1920-х богоборческая власть закрыла скитский храм: на заимке устроили дом отдыха. В те годы из источника возили воду бочками для нужд отдыхающих. А во время Великой Отечественной святая вода помогала выздоравливать раненым бойцам: дом отдыха "Актай" превратили в госпиталь. Здесь мы осмотрели сохранившуюся деревянную церковь и посетили родник, считающийся животворным. Там устроена купель, где желающие смогли окунуться или облиться водой из источника.
Домой все ехали уже немного уставшие, но довольные. После такой поездки у нас осталась масса впечатлений. На пару дней мы окунулись в параллельную реальность, где даже время течет иначе. Хочется, конечно, частичку этого покоя сохранить. Не знаю, получится ли.
Теги: Тур-Плюс, Верхотурье, Меркушино, Актай, Путешествие по Уралу